Обзор видеокарт NVIDIA GeForce RTX 3080/3090 Founders Edition и тесты на 8К-экране
Фирменные ускорители NVIDIA опоздали к нашим обзорам GeForce RTX 30-й серии, но это упущение мы просто обязаны исправить. Founders Edition — вовсе не референсные видеокарты, а самые необычные и одни из самых качественных версий RTX 3080 и RTX 3090. Кроме того, мы собираемся проверить в деле притязания RTX 3090 на игры в разрешении 8К
- Страница 1 — Конструкция и печатные платы
- Видеокарты GeForce RTX 3080 и RTX 3090 Founders Edition
- Страница 2 — Методика тестирования. Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон. Игровые тесты (1920 × 1080)
- Тестовый стенд, методика тестирования
- Участники тестирования
- Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
- Игровые тесты (1920 × 1080)
- Страница 3 — Игровые тесты (2560 × 1440, 3840 × 2160)
- Игровые тесты (2560 × 1440)
- Игровые тесты (3840 × 2160)
- Страница 4 — Игровые тесты в разгоне. Игровые тесты с трассировкой лучей
- Игровые тесты в разгоне
- Игровые тесты с трассировкой лучей
- Страница 5 — Игровые тесты в 8К и DLSS 2.1
- Игровые тесты в 8К и DLSS 2.1
- Страница 6 — Вычисления общего назначения. Кодирование/декодирование видео. Таблицы результатов. Выводы
- Вычисления общего назначения
- Кодирование/декодирование видео
- Производительность на ватт и площадь GPU
- Результаты игровых тестов и рекомендованные цены
- Результаты игровых тестов с трассировкой лучей
- Выводы
Обзоры видеокарт NVIDIA 30-й серии, которые мы опубликовали в прошлом месяце, отклонились от привычной схемы. Обычно первым делом мы изучали новейшие GPU на примере ускорителей референсного дизайна, сделанных по заказу чипмейкера, и лишь затем переходили к партнерским моделям в стремлении дополнить картину производительности и эксплуатационных качеств устройствами различных ценовых подкатегорий. На этот раз все пошло не так: тестовые образцы Founders Edition надолго задержались в пути, и знакомство с GeForce RTX 3080 и RTX 3090 пришлось начинать с относительно недорогих (если судить по их конструкции и обычной ценовой политике фирмы) партнерских модификаций Palit GamingPro OC.
С одной стороны, это неплохо, ведь основная доля разновидностей того или иного ускорителя на рынке рано или поздно переходит в руки партнеров создателей GPU, а запуск серии RTX 30 изначально сопровождала широкая палитра оригинальных продуктов от всех крупных производителей игрового железа. С другой стороны, NVIDIA совершила далеко не рядовое обновление линейки GeForce именно в плане требований к охлаждению и питанию флагманских моделей. До появления GeForce RTX 3090 еще не было потребительских видеокарт на базе единственного GPU с типовым энергопотреблением 350 Вт, да и 320-ваттный RTX 3080 не имеет аналогов среди одночиповых ускорителей NVIDIA. Резонно ожидать, что в такой ситуации от оснастки графического процессора зависит очень многое, и это уже проиллюстрировали проблемы со стабильностью отдельных партнерских версий даже на штатных тактовых частотах.
Мы уже не раз повторяли, что старшие представители архитектуры Ampere не созданы дешевыми, и не были удивлены, что попытки экономии на важных компонентах могут довести до беды. А если оставить за рамками вопрос стабильности, уже решенный в новой версии драйвера путем ограничения пиковых частот, на первый план выходит разница в быстродействии, уровне шума и оверклокерском потенциале (мы еще надеемся обнаружить последний). Зная это, NVIDIA подошла к разработке эталонных версий с особой ответственностью. Уже в рамках 20-й серии марка Founders Edition разошлась с понятием «референс», но теперь, чтобы называть так Founders Edition не осталось ни малейших оснований. Референсный дизайн печатных плат существует, но это совсем не то же самое: он понадобился для того, чтобы вендоры скорее наладили выпуск собственных разновидностей RTX 3080 и RTX 3090, соответствующих базовым критериям качества VRM. Так, на него опираются уже знакомые устройства Palit.
В то же время видеокарты Founders Edition распространяются только через собственный интернет-магазин NVIDIA (по крайней мере, в России) и, что особенно важно, выпущены ограниченной партией. Немногие счастливчики, которым они достанутся, получат их строго по рекомендованной стоимости, установленной для GeForce RTX 3080 и 3090, то есть значительно дешевле партнерских версий. Однако главное предназначение Founders Edition в том, чтобы во всей полноте продемонстрировать недюжинный потенциал чипа GA102 на страницах обзоров. По воле обстоятельств с 3DNews получилось иначе, но мы, пусть с опозданием, намерены отдать должное стараниям NVIDIA и повторить тестирование новинок 30-й серии в том виде, какой оно должно было принять по плану. Кроме того, в связи с вынужденным снижением тактовых частот графического процессора сложилась некрасивая ситуация, когда в пилотных обзорах показан один уровень производительности, а после первого же обновления драйверов он будет несколько иным. Изменения коснулись не всех разновидностей новых ускорителей, но это еще один повод вернуться к полномасштабному тестированию GeForce RTX 3080 и RTX 3090 уже с актуальной версией ПО.
Наконец, много шуму наделали заявления NVIDIA о том, что старшая модель теперь позволяет играть в разрешении 8К, причем с комфортной частотой смены кадров. Поверить в это нелегко, но вместе с тем мы хорошо представляем себе условия, при которых возможно и такое. А теперь у нас появилась возможность узнать на практике, какая из двух точек зрения — оптимистичная или скептическая — ближе к истине. В общем, впереди много работы, и мы начнем с самого интересного — физического осмотра и анализа системы охлаждения карт Founders Edition.
Видеокарты GeForce RTX 3080 и RTX 3090 Founders Edition
NVIDIA стремится дистанцировать марку Founders Edition от понятия «референсная модель» начиная с линейки GeForce 10. И если над ускорителями GeForce GTX 1070, 1080, а затем 1080 Ti с пометкой FE в свое время шутили, то уже по 20-й серии стало заметно, что чипмейкер прилагает большие усилия для того, чтобы Founders Edition можно было поставить в один ряд с лучшими образцами партнерских устройств. Однако «родным» моделям RTX 2070, RTX 2080 и RTX 2080 Ti свойствен фабричный разгон. К RTX 3080 и RTX 3090 это не относится: Base Clock и Boost Clock обоих ускорителей соответствует референсным параметрам, а фактическое преимущество в быстродействии перед более слабыми партнерскими аналогами, которое проявится в тестах, обусловлено качеством системы охлаждения и VRM, позволяющим автоматике GPU устанавливать повышенные тактовые частоты в рамках штатного резерва мощности 320 и 250 Вт и без необходимости повышать напряжение питания.
Производитель | NVIDIA | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Модель | GeForce RTX 2080 | GeForce RTX 2080 SUPER | GeForce RTX 2080 Ti | TITAN RTX | GeForce RTX 3080 | GeForce RTX 3090 |
Графический процессор | ||||||
Название | TU104 | TU104 | TU102 | TU102 | GA102 | GA102 |
Микроархитектура | Turing | Turing | Turing | Turing | Ampere | Ampere |
Техпроцесс | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 8 нм (8N) | 8 нм (8N) |
Число транзисторов, млн | 13 600 | 13 600 | 18 600 | 18 600 | 28 300 | 28 300 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1 515/1 710 (Founders Edition: 1 515/1 800) | 1 650/1 815 | 1 350/1 545 (Founders Edition: 1 350/1 635) | 1 350/1 770 | НД /1 710 | НД /1 695 |
Шейдерные ALU | 2 944 | 3 072 | 4 352 | 4 608 | 8 704 | 10 496 |
Блоки наложения текстур (TMU) | 184 | 192 | 272 | 288 | 272 | 328 |
Блоки операций растеризации (ROP) | 64 | 64 | 88 | 96 | 96 | 112 |
Тензорные ядра | 368 | 384 | 544 | 576 | 272 | 328 |
RT-ядра | 46 | 48 | 68 | 72 | 68 | 82 |
Оперативная память | ||||||
Разрядность шины, бит | 256 | 256 | 352 | 384 | 320 | 384 |
Тип микросхем | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6X SGRAM | GDDR6X SGRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) | 1 750 (14 000) | 1 937,5 (15 500) | 1 750 (14 000) | 1 750 (14 000) | 1 188 (19 000) | 1 219 (19 500) |
Объем, Мбайт | 8 192 | 8 192 | 11 264 | 24 576 | 10 240 | 24 576 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 4.0 x16 | PCI Express 4.0 x16 |
Производительность | ||||||
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) | 10 069/10 598 (Founders Edition) | 11 151 | 13 448/14 231 (Founders Edition) | 16 312 | 29 768 | 35 581 |
Производительность FP64/FP32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 |
Производительность FP16/FP32 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 1/1 | 1/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 448 | 496 | 616 | 672 | 760 | 936 |
Вывод изображения | ||||||
Интерфейсы вывода изображения | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 |
TBP/TDP, Вт | 215/225 (Founders Edition) | 250 | 250/260 (Founders Edition) | 280 | 320 | 350 |
Розничная цена (США, без налога), $ | 699 (рекоменд.)/ 799 (Founders Edition) — в момент выхода | 699 (рекоменд. в момент выхода) | 999 (рекоменд.)/ 1 199 (Founders Edition) — в момент выхода | 2 499 | 699 (рекоменд. в момент выхода) | 1 499 (рекоменд. в момент выхода) |
Розничная цена (Россия), руб. | 63 990 (Founders Edition в момент выхода) | 56 990 (рекоменд. в момент выхода) | 95 990 (Founders Edition в момент выхода) | 221 990 (в момент выхода) | 63 490 (nvidia.ru) | 136 990 (nvidia.ru) |
Кулер и система питания Founders Edition, собственно говоря, и являются той причиной, по которой мы считаем, что эти видеокарты созданы в первую очередь для обозревателей железа, а не для рядовых пользователей. По слухам, производство одного экземпляра системы охлаждения FE обходится в $150, и это при официальной цене младшей модели $699.
Так чем же настолько замечательна конструкция Founders Edition? Во-первых, своим внешним видом, качеством изготовления и материалами деталей. Все панели кожуха RTX 3080 и RTX 3090 сделаны из алюминия, причем окантовка в виде восьмерки, судя по всему, выточена из цельной металлической болванки. Весят устройства соответствующе: RTX 3080 — 1388 г, RTX 3090 — 2218. Дизайн Founders Edition вызывает ассоциации с компьютерами Apple в лучшие годы башенных Mac Pro, да и в корпусе новой «прошки» они бы чувствовали себя как дома (хотя делать ставить эти карты туда, разумеется, бессмысленно в связи с отсутствием драйвера для современных «зеленых» чипов в macOS). Цветовая гамма фирменных видеокарт поменялась: вместо нейтральной анодированной поверхности алюминию придали темный окрас с коричневым отливом — похоже на излюбленный NVIDIA цвет шампанского, только приглушенный.
Но, разумеется, главное, что притягивает внимание в новинках, — это необычная организация потоков воздуха в системе охлаждения. Кулер Founders Edition прошлого поколения работает гораздо эффективнее и тише, чем СО с одиноким тангенциальным вентилятором, которая использовалась в референсных моделях раньше, однако у 20-й серии GeForce есть очевидные недоработки — такие как выступы кожуха, частично закрывающие ребра радиатора по длинным сторонам видеокарты. Вместо того чтобы исправлять старую конструкцию, инженеры NVIDIA придумали для охлаждения чрезвычайно прожорливого и горячего чипа GA102 нечто совершенно новое.
Здесь по-прежнему используются два вентилятора, но отработанный воздух покидает кулер иным путем. Вентилятор, смонтированный на лицевой стороне платы, гонит воздух наружу из компьютера: для этого расширили просветы в крепежной панели, а ребра радиатора в ближайшей зоне ориентированы перпендикулярно решетке. Кроме того, в ряду внешних разъемов освободилось место, которое раньше занимал порт USB Type-C с поддержкой мертворожденного протокола DisplayLink.
Второй вентилятор установлен с противоположной стороны PCB и работает на выдув, а саму печатную плату уменьшили в размерах для того, чтобы фактически превратить хвостовую часть устройства в аналог башенного кулера, через который насквозь проходит воздух. На самом деле подобное решение не является чем-то принципиально новым. Кто-то из читателей наверняка вспомнит, что «красные» графические карты Radeon R9 Fury тоже собраны на укороченной печатной плате и некоторые производители (например, SAPPHIRE) воспользовались этим для того, чтобы устроить сквозной продув радиатора. Плата под GA102 тоже располагает к высокой плотности компонентов из-за повышенных требований к разводке шины VRAM, и NVIDIA не упустила возможность одновременно усилить охлаждение GPU. Как бы то ни было, вся потребляемая мощность видеокарты превращается в тепло, а она в данном случае далеко не маленькая. Да, конструкторы Founders Edition приняли меры для того, чтобы часть воздуха покидала корпус ПК. И все же вентиляции жилища, в котором поселится GeForce RTX 3080 или тем более RTX 3090, следует уделить повышенное внимание.
Внутри кулер обеих моделей Founders Edition устроен одинаково. Кремний графического процессора, чипы оперативной памяти на лицевой стороне PCB и часть силовых каскадов регуляторов напряжения накрыты основанием испарительной камеры, а радиатор пронизан четырьмя массивными теплотрубками. Отметим, что две боковых секции радиатора изолированы друг от друга глухими перегородками так, чтобы каждый вентилятор создавал максимальное давление в своей зоне. Клиновидные блоки ребер посередине охлаждаются пассивно, благодаря конвекции в корпусе компьютера. Вспомогательной частью системы охлаждения является крышка на оборотной стороне печатной платы. Она прижата к чипам, распаянным под ней, через термопрокладки, а в RTX 3090 отводит тепло от дополнительных 12 микросхем VRAM.
Принципиальных различий между системами охлаждения RTX 3080 и RTX 3090 нет, но у флагмана все детали крупнее: он весит почти вдвое больше, занимает три полных слота расширения, а крыльчатки вентиляторов увеличили с 85 до 110 мм. RTX 3080 же требует всего два слота.
|
|
Еще одной отличительной чертой Founders Edition нового поколения является позиция и форм-фактор разъема внешнего питания. Из-за того, что печатная плата здесь очень короткая, NVIDIA пришлось отказаться от стандартных восьмиконтактных разъемов в пользу одного 12-контактного. Он рассчитан на такой же номинал мощности 300 Вт, как два восьмиконтактника, а в комплект поставки ускорителей входит переходник. Конечно, это не самое элегантное решение, но в противном случае пришлось бы тянуть кабель сквозь корпус видеокарты для того, чтобы вынести разъем или разъемы подальше от центра.
Наконец, у любых версий GeForce RTX 3090 есть интерфейс NVLINK, позволяющий связать два ускорителя прямым каналом передачи данных. Можно забыть о том, что технология SLI будет использоваться новыми играми, но RTX 3090 — это просьюмерская видеокарта, а рабочие приложения найдут применение NVLink. Только следует иметь в виду, что стандарта, описывающего положение разъема, не существует, поэтому видеокарты в тандеме должны быть одинаковыми.
Печатные платы
Мы уже акцентировали внимание на том, что высокое энергопотребление чипа GA102 выдвигает повышенные требования к качеству регуляторов напряжения на плате GPU. Даже условно недорогие разновидности GeForce RTX 3080 и RTX 3090 — такие как Palit GamingPro OC — имеют 18–19 фаз питания GPU и оперативной памяти, а сам референсный дизайн PCB, на который ориентировалась, в частности, компания Palit, позволяет развести вплоть до 20 фаз. Вместе с тем референсная печатная плата одновременно и хороша, и плоха тем, что допускает большую вариативность не только в количестве фаз VRM, но и в подборе составляющих частей отдельных регуляторов напряжения. Платы Founders Edition, напротив, заселены компонентами с большим запасом прочности.
Обвязка GA102 подразумевает наличие отдельных VRM для питания «ядерной» части графического процессора и периферии, к которой относятся, в частности, контроллеры оперативной памяти. В Founders Edition первым VRM управляют два ШИМ-контроллера: десятифазный чип MP2888B от Monolithic Power Systems и четырехфазный MP2884B того же производителя, а общее количества фаз этого регулятора составляет 9 в GeForce RTX 3080 и 10 в RTX 3090. Uncore-часть GPU в обоих фирменных ускорителях NVIDIA питают 6 фаз под управлением ШИМ-контроллера MP2886B. Каким образом Founders Edition разделяет обязанности между двумя ШИМ’ами в пределах одного регулятора, нам не вполне понятно, зато известно, что продукты на основе референсного дизайна (как пресловутые Palit GamingPro OC) пользуются упрощенной схемой, когда ядро GPU питает восьмифазный VRM, и с его периферийной зоной происходит тот же самое (за вычетом одной-трех фаз, изъятых в целях экономии).
Кроме того, NVIDIA не поскупилась на дорогостоящие силовые каскады MP86957 (тоже от Monolithic Power Systems) высокого номинала 70 А. На практике подобных токов быть не может, но мощные силовые каскады гарантируют высокий КПД преобразования напряжений. К примеру, на плате Palit каждая сборка рассчитана на ток в пределах 50 А, и это наверняка стало одной из причин, почему Founders Edition позволяет расширить лимит мощности устройства на 14–15 %, а GamingPro OC — всего лишь на 4–9 %.
Оперативную память GDDR6X в Founders Edition обслуживает трех- или четырехфазный VRM под управлением ШИМ-контроллера UPI uS5650Q, а ключевой особенностью всех плат для RTX 3080 и RTX 3090 является расположение фаз питания VRAM по разным сторонам от корпуса GPU в промежутках между его фазами. Тем самым конструкторы видеокарт выровняли напряжение на чипах и предотвратили излишний нагрев слоев питания.
Впрочем, главное, что выделяет платы Founders Edition среди PCB большинства партнерских версий, — это фильтры на входе и выходе VRM. В силу высокой плотности компонентов на текстолите NVIDIA пришлось использовать исключительно SMD-конденсаторы (все они расположены на оборотной стороне), в то время как референсный дизайн вполне позволяет обойтись емкостями сквозного монтажа. Но преимущество SMD не только в габаритах, но и, как правило, в лучших показателях ESR и ESI, что также идет на пользу стабильности GPU при высоких тактовых частотах и большой нагрузке.
Что касается блокировочных конденсаторов в «подбрюшье» GPU, на которые возложили вину за потерю стабильности некоторых модификаций RTX 3080, то в Founders Edition применяется комбинация многослойных керамических конденсаторов (MLCC) с алюминиевыми электролитическими конденсаторами (SP-CAP), считающаяся одним из безопасных вариантов.
Напоследок заметим, что количество активных фаз VRM — вот, пожалуй, и все, чем существенно отличаются друг от друга PCB двух моделей Founders Edition, кроме, разумеется, габаритов и количества посадочных площадок под модули оперативной памяти. Из-за того, что Micron не производит чипов GDDR6X объемом 16 Гбит, NVIDIA разместила 24 микросхемы на обеих сторонах печатной платы GeForce RTX 3090. В RTX 3080 используются чипы с номинальной пропускной способностью 19 Гбит/с на контакт шины, в RTX 3090 — 21 Гбит/с, хотя в интересах стабильности ее опустили до 19,5 Гбит/с.
Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд | |
---|---|
CPU | Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота) |
Материнская плата | ASUS MAXIMUS XI APEX |
Оперативная память | G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14) |
ПЗУ | Intel SSD 760p, 1024 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU | Corsair Hydro Series H115i |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD | |
Все видеокарты | AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.9.2 |
ПО для GPU NVIDIA | |
Все видеокарты | NVIDIA GeForce Game Ready Driver 456.55 |
Для тестирования видеокарт при разрешении 8К использовался телевизор LG 65» NANO99 (65NANO996NA).
Игры | ||||
---|---|---|---|---|
Игра (в порядке даты выхода) | API | Метод тестирования | Настройки графики | Полноэкранное сглаживание |
Strange Brigade | Vulkan | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | AA Ultra |
Shadow of the Tomb Raider | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. | TAA |
Assassin’s Creed Odyssey | DirectX 11 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | AA High (TAA) |
Battlefield V | DirectX 12 | Миссия Liberte + OCAT | Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. | TAA High |
Metro Exodus | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл., Shading Rate 100% | TAA |
Total War: THREE KINGDOMS | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) | Макс. качество графики | TAA |
Control | DirectX 12 | OCAT | Макс. качество графики | TAA |
Borderlands 3 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | TAA |
Red Dead Redemption 2 | Vulkan | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | TAA High |
DOOM Eternal | Vulkan | Начало миссии Mars Core + OCAT | Макс. качество графики | TAA |
Игры с трассировкой лучей | ||||
---|---|---|---|---|
Игра (в порядке даты выхода) | API | Метод тестирования | Настройки графики | Полноэкранное сглаживание |
Battlefield V | DirectX 12 | Миссия Liberté + OCAT | Макс. качество графики. DXR Raytrace Reflection Quality: Ultra | TAA/DLSS 1.0 |
Shadow of the Tomb Raider | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики. Ray Traced Shadows Quality: Ultra | TAA/DLSS 1.0 |
Metro Exodus | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики. Shading Rate 100%. Ray Trace: Ultra | TAA/DLSS 1.0 |
Quake II RTX | Vulkan | Timedemo, запись demo1.dm2 | Макс. качество графики | TAA |
Control | DirectX 12 | OCAT | Макс. качество графики. Ray Tracing Preset: High | TAA/DLSS 2.0 (Quality) |
Minecraft with RTX Beta | DirectX 12 | Бенчмарк в мире Portal Pioneers + OCAT | Макс. дальность рендеринга геометрии и частиц | Нет/DLSS 2.0 |
Игры в 8K | |||||
---|---|---|---|---|---|
Игра | API | Метод тестирования | Настройки графики | Полноэкранное сглаживание/масштабирование | HDR (требует HDMI 2.1) |
Assassin’s Creed Odyssey | DirectX 11 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | AA High (TAA) | Да |
Battlefield V | DirectX 12 | Миссия Liberté + OCAT | Макс. качество графики. DXR Raytrace Reflection Quality: Ultra | DLSS 1.0 | Да |
Borderlands 3 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | TAA | Да |
Control | DirectX 12 | OCAT | Макс. качество графики. Ray Tracing Preset: High | DLSS 2.1 Ultra Performance | Нет |
Death Stranding | DirectX 12 | OCAT | Макс. качество графики | DLSS 2.1 Ultra Performance | Да |
DOOM Eternal | Vulkan | Начало миссии Mars Core + OCAT | Макс. качество графики | TAA | Да |
Forza Horizon 4 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | FXAA | Да |
Shadow of the Tomb Raider | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики. Ray Traced Shadows Quality: Ultra | DLSS 1.0 | Да |
Metro Exodus | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики. Shading Rate 100%. Ray Trace: Ultra | DLSS 1.0 | Нет |
Red Dead Redemption 2 | Vulkan | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | TAA High | Да |
Strange Brigade | Vulkan | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики | AA Ultra | Да |
Wolfenstein Youngblood | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк Lab X | Макс. качество графики. Async Present On, GPU Culling On, Adaptive Shading Off (не совместимо с DLSS) | DLSS 2.1 Über Performance | Нет |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота.
Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео | |||||
---|---|---|---|---|---|
Приложение | Настройки | API | |||
AMD | NVIDIA | AMD | NVIDIA | ||
Adobe Premiere Pro CC 2020 | PugetBench for Premiere Pro 0.88 | GPU Effects: живое воспроизведение (ProRes 422, 4K@59,94 FPS) | OpenCL | CUDA | |
GPU Effects: экспорт в H.264 40 Мбит/с и ProRes 422HQ (4K@59,94 FPS) | |||||
Blender 2.9 | Демо Class Room с сайта Blender Foundation | Рендерер Cycles. Feature Set: Supported. Размер тайла: 256 × 256 | OpenCL | CUDA/OptX | |
Демо Nissan GTR от AMD | Рендерер AMD Radeon ProRender | OpenCL | |||
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark | H.264 (Microsoft H264 Video Decoder) | 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) | D3D11VA | ||
H.265 (Microsoft HEVC Video Extensions) | 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0) | ||||
VP9 (Microsoft VP9 Video Extensions) | 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320 | ||||
AV1 (Microsoft AV1 Video Extension) | |||||
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.264 | 1920 × 1080 | -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M | -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M | AMF | NVENC |
3840 × 2160 | -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M | -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M | |||
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.265 | 1920 × 1080 | -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M | ||
3840 × 2160 | -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M | |||
7680 × 4320 | Н/Д | -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M | |||
REDCINE-X PRO | Декодирование файлов RED R3D с разрешением 4К, 6К и 8К | — | — | OpenCL | CUDA |
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт);
- NVIDIA TITAN RTX (1350/1770 МГц, 14 Гбит/с, 24 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/1645 МГц, 14 Гбит/с, 11 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER FE (1650/1815 МГц, 15,5 Гбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11 Гбит/с, 11 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 1080 FE (1607/1733 МГц, 10 Гбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1905 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon VII (1400/1750 МГц, 2 Гбит/с, 16 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.
Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
По результатам измерений тактовых частот и сопутствующих рабочих параметров, еще не касаясь игровых бенчмарков, мы сразу поняли, что не зря решили повторить обзор топовых ускорителей 30-й серии на примере моделей Founders Edition. Обе видеокарты работают быстрее и одновременно тише своих аналогов под маркой Palit, которые мы рассмотрели в пилотных обзорах GeForce RTX 3080 и RTX 3090, несмотря на то, что Founders Edition соблюдает референсные спецификации, а платы Palit GamingPro OC пусть чисто формально, но все-таки разогнаны.
Так, частота графического процессора RTX 3080 Founders Edition под длительной нагрузкой стабилизировалась в районе 1900 МГц, а это на 46 МГц выше, чем у Palit. Вместе с тем две разновидности RTX 3080 почти не отличаются друг от друга по энергопотреблению: судя по стресс-тесту, резерв мощности Founders Edition выше на 13 Вт, но в играх он использует лишь на 3 Вт больше.
Однако главный сюрприз преподнесла эталонная модификация GeForce RTX 3090. Мы предполагали, что столь большая дистанция между RTX 3080 и RTX 3090 в наборе активных вычислительных блоков заставит инженеров NVIDIA придержать тактовые частоты GPU, а вышло наоборот: в требовательных играх они вплотную приближаются к отметке 2 ГГц, которая не покорилась плате Palit даже при оверклокинге вручную сверх фабричного разгона. И снова рост тактовых частот, который демонстрирует Founders Edition по сравнению с относительно дешевой партнерской картой, прошел почти бесследно для ее энергопотребления: мощность в играх оказалась лишь на 7 Вт выше и лежит глубоко в пределах объявленного TDP (344 из 350 Вт), хотя под стрессовой нагрузкой VRM позволяет освоить вплоть до 370 Вт.
Мы провели замеры питающего напряжения GPU при помощи свежей бета-версии MSI Afterburner и с удивлением обнаружили, что RTX 3080 и RTX 3090 FE подают на чип одинаковый вольтаж — 1,04 В. Похоже, секрет успеха Founders Edition именно в качественном регуляторе напряжения, который не могут себе позволить конструкторы сравнительно бюджетных моделей на чипах Ampere, и без того явно не обходящихся дешево в производстве. Нечего и говорить о том, что у Founders Edition нет ни малейших проблем со стабильностью на столь высоких тактовых частотах. Как ни крути, это ограниченная партия рекламного продукта, созданного в первую очередь для того, чтобы новая серия GeForce произвела максимально благоприятное впечатление на обозревателей железа и ярко выступила в бенчмарках. Напротив, видеокарты Palit GamingPro — решение для масс, и это отражается в их эксплуатационных характеристиках.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Видеокарта | Настройки | Тактовая частота GPU, МГц | Напряжение питания GPU, В | Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) | Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) | ||
Средн. | Макс. | Средн. | Макс. | Средн. | Средн. | ||
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт) | 1900 | 1920 | 1,04 | 1,06 | 1747 (49%) | 1747 (52%) | |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (+100 МГц, 20,2 Гбит/с, 10 Гбайт) | +15% мощности | 2010 | 2010 | 1,06 | 1,06 | 1902 (53%) | 1902 (56%) |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт) | 1987 | 2010 | 1,04 | 1,08 | 1141 (43%) | 1141 (43%) | |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (+50 МГц, 21,5 Гбит/с, 24 Гбайт) | +14% мощности | 2040 | 2055 | 1,06 | 1,08 | 1363 (52%) | 1363 (52%) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) | 1735 | 1810 | 0,96 | 1,01 | 2377 (50%) | Н/Д | |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER FE (1650/1815 МГц, 15,5 Гбит/с, 8 Гбайт) | 1907 | 1920 | 1,03 | 1,04 | 1969 (53%) | 1969 (53%) | |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/1645 МГц, 14 Гбит/с, 11 Гбайт) | 1723 | 1860 | 0,91 | 1,03 | 2082 (56%) | 2082 (56%) | |
NVIDIA TITAN RTX (1350/1770 МГц, 14 Гбит/с, 24 Гбайт) | 1735 | 1830 | 0,91 | 0,99 | 2099 (57%) | 2099 (57%) | |
AMD Radeon VII (1800 МГц, 2000 Мбит/с, 16 Гбайт) | 1756 | 1786 | Н/Д | Н/Д | 2617 (Н/Д) | Н/Д | |
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1905 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) | Термопаста ARCTIC MX-2 вместо графитовой прокладки | 1795 | 1819 | 1,07 | 1,18 | 2102 (43%) | Н/Д |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Что касается уровня шума, то обе модели Founders Edition работают поразительно тихо для беспрецедентно высокой потребляемой мощности, свойственной новинкам NVIDIA, особенно GeForce RTX 3090. Единственный неприятный (и совершенно неожиданный в контексте общего качества устройств) момент — это довольно громкий шелест дросселей VRM. Не будь его, видеокарты были бы еще тише.
При таких благоприятных стартовых условиях грех не попытать счастья в оверклокинге. Как выяснилось, у Founders Edition еще есть неисчерпанный резерв производительности, который обеспечивает крепкая система питания. BIOS младшей модели позволяет увеличить резерв мощности на 15, а у RTX 3090 — на 14 %. Этого хватило, чтобы сместить кривую тактовых частот на 100 и 50 МГц вверх соответственно, чему вполне отвечают наблюдаемые под нагрузкой параметры. Разгон оперативной памяти GDDR6X не был настолько успешен, как на платах Palit, тем не менее пропускная способность чипов VRAM на плате RTX 3080 увеличилась с 19 до 20,2 Гбит/с на контакт, а у RTX 3090 — с 19,5 до 21,5 Гбит/с.
В обоих случаях разгон привел к росту предельной мощности на 49–50 Вт. Но в играх больше всего досталось флагманскому ускорителю, который в результате пробил планку 400 Вт, в то время как GeForce RTX 3080 отделался 30 ваттами сверх номинала. Подобный рост энергопотребления не слишком сильно повлиял на шум системы охлаждения RTX 3080. В то же время RTX 3090 по шуму вышел на уровень RTX 2080 Ti Founders Edition и TITAN RTX, но и это стоит расценивать как отличный результат, если принять во внимание разницу в потребляемой мощности около 138–145 Вт.
Игровые тесты (1920 × 1080)
Мы не будем анализировать разницу в игровом быстродействии между видеокартами Founders Edition и ускорителями предыдущего поколения так же подробно, как сделали в первоначальных обзорах GeForce RTX 3080 и RTX 3090. Тем не менее прокомментируем основные пункты итоговой таблицы, чтобы составить общее впечатление об уровне производительности «премиальных» вариаций RTX 3080/3090, ярким представителем которых является Founders Edition.
GeForce RTX 3080 в данном случае не получил достаточно крупную прибавку к тактовым частотам, способную сколь-либо значительно повлиять на раскладку тестовых данных, которую мы уже наблюдали в обзоре карты Palit GamingPro OC. Тем более что низкое (де-факто минимальное для современных мониторов) разрешение экрана 1080p скрадывает разницу между мощными игровыми GPU. Здесь RTX 3080 на 39 % средней кадровой частоты превосходит аналогичную по цене и позиционированию видеокарту прошлого поколения (GeForce RTX 2080 SUPER), на 20 % опережает RTX 2080 Ti и на 15 % — TITAN RTX. Что касается устройств на чипах Pascal, то даже в откровенно невыгодных условиях низкого разрешения новый флагман потребительской линейки GeForce в среднем более чем вдвое превосходит GTX 1080 и предлагает на 68 % больше FPS по сравнению с GeForce GTX 1080 Ti. Похожая картина сложилась в сравнении с «красными» ускорителями, которые разделяют одну категорию производительности с GeForce GTX 1080 Ti: RTX 3080 оказался на 64 и 70 % быстрее, чем Radeon VII и Radeon RX 5700 XT соответственно.
В свою очередь, GeForce RTX 3090 способен увеличить кадровые частоты в среднем на 11 % — если считать игры, которые масштабируются лучше всего (вплоть до 17 % FPS), наравне с проектами, практически нечувствительными к дальнейшему наращиванию вычислительной мощности.
Игровые тесты (2560 × 1440)
На мониторах с разрешением 1440p, которые, в отличие от 4К- или тем более 8К-экранов, уже приняты народными массами, игры намного лучше отреагировали на замену любой видеокарты прошлых поколений новым GeForce RTX 3080. Особенно если взять за точку отсчета GeForce GTX 1080 или GTX 1080 Ti, которые RTX 3080 обгоняет уже на 135 и 79 % FPS соответственно. Также значительно увеличилась дистанция между RTX 3080 и GeForce RTX 2080 SUPER — c 39 до 47 % кадровой частоты. Radeon RX 5700 XT, в отличие от старых видеокарт на чипах AMD, не работает эффективнее благодаря высокому разрешению экрана, и потому GeForce RTX 3080 увеличил свое преимущество перед флагманской моделью семейства Radeon RX 5000 до 82 %. Radeon VII в таких условиях держится лучше и уступил в пользу RTX 3080 лишь 73 % FPS.
А вот для того, чтобы окончательно устранить конкуренцию со стороны топовых моделей 20-й серии, разрешения 1440p все еще недостаточно. GeForce RTX 3080 способен дать лишь на 25 % больше FPS, чем RTX 2080 Ti, и на 19 % больше по сравнению с TITAN RTX. То же относится к GeForce RTX 3090, который по-прежнему не в состоянии целиком раскрыть свой потенциал при разрешениях меньше 4К. Несколько игр позволили RTX 3090 приблизиться к проектным величинам в 20 % дополнительной вычислительной мощности по сравнению с RTX 3080, но средняя оценка колеблется вокруг прироста в 14 % FPS.
Игровые тесты (3840 × 2160)
Последнее слово в сравнении девяти видеокарт, участвующих в тестировании, скажут игровые бенчмарки при разрешении 2160p. В программе обзора запланированы тесты на 8К-экране, но, забегая вперед, скажем, что эти данные релевантны только для сравнения GeForce RTX 3090 и TITAN RTX — в силу колоссальных требований к объему оперативной памяти ускорителя. К тому же тестовые результаты в 4К говорят о том, что даже этот режим еще не до конца покорился игровому железу. Запросы игр снова опередили возможности комплектующих, и только в шести из десятка тайтлов GeForce RTX 3080 набрал 60 кадров/с среднего фреймрейта или больше, а минимальная кадровая частота держится выше 60 FPS в четырех играх. В таких условиях наконец-то засиял GeForce RTX 3090, которому почти целиком функциональный чип GA102 добавил в среднем 17 %, а как максимум 24 % FPS сверх уровня RTX 3080. Именно этого не хватало, чтобы закрепить кадровую частоту выше 60 FPS во всех тестовых играх, за исключением привычно тормозящей Total War: THREE KINGDOMS. TW: TK и Metro Exodus также оказались единственными бенчмарками, в которых минимальный фреймрейт упал ниже 60 кадров/с.
Что касается относительных, а не абсолютных результатов новых ускорителей, то они также достигли поистине впечатляющих величин. GeForce RTX 3080 уже в 2,5 раза превосходит по среднему фреймрейту GeForce GTX 1080 (а RTX 3090 втрое быстрее последнего) и работает за два GTX 1080 Ti. Второй по старшинству Ampere производит не менее сильное впечатление по сравнению с моделями высокой и средней-высокой ценовой категории предыдущего поколения: он на 57 % FPS превосходит GeForce RTX 2080 SUPER, а также на 81 и целых 103 % оторвался от Radeon VII и Radeon RX 5700 XT.
Игровые тесты в разгоне
Несмотря на то, что ускорители Founders Edition отлично подготовлены к оверклокингу и позволяют вывести тактовые частоты GPU на уровень, который лежит за пределами возможностей более экономных модификаций RTX 3080 и RTX 3090, но при этом сохраняют умеренный уровень шума системы охлаждения, разгон новинок — по-прежнему не слишком полезное занятие с практической точки зрения. От GeForce RTX 3080 Founders Edition можно получить еще 4 % средней кадровой частоты при разрешении 2160p, но не более 9 % в играх, производительность которых масштабируется лучше всего. RTX 3090 выдал дополнительные 6 % FPS в среднем и также 9 % в наиболее благоприятных ситуациях.
Игровые тесты с трассировкой лучей
Если не брать в расчет грядущие испытания на 8К-экране, единственным способом предельно загрузить чипы Ampere и узнать, на что они способны в играх, являются бенчмарки с трассированными эффектами. В таких условиях уже при низком разрешении 1080p новинки демонстрируют преимущество в быстродействии, сравнимое с тем, что мы уже видели в тестах 4К без рейтрейсинга. GeForce RTX 3080 в полтора раза быстрее RTX 2080 SUPER, а топовые модели предыдущего поколения — RTX 2080 Ti и TITAN RTX — он превосходит на 28 и 24 % среднего фреймрейта соответственно. По мере перехода к более требовательным режимам 1440p и 2160p разрыв между RTX 3080 и его предшественниками увеличивается сначала до 64, 33 и 26 %, а затем до 75, 37 и 31 %. Последние числа уже вполне соответствуют ударным темпам, которыми прирастало быстродействие графических процессоров NVIDIA в годы архитектур Maxwell и Pascal.
Тем не менее пока рано говорить о том, что трассировка лучей в играх стала безоговорочно жизнеспособной при рендеринге в полном разрешении экрана без привлечения DLSS. Да, в режиме 1440p GeForce RTX 3080 и RTX 3090 поддерживают средний фреймрейт выше 60 FPS даже в полностью трассированной графике Minecraft и Quake II RTX. Однако речь идет о топовых моделях новой серии, а при разрешении 4К средняя кадровая частота на RTX 3080 просела ниже критической отметки во всех играх, за исключением Battlefield V. В свою очередь, смена GeForce RTX 3080 на 3090 привела к росту FPS на величину от 13 до 19 % и позволила покорить Shadow of the Tomb Raider в 4К, но подтянуть минимальный фреймрейт к 60 FPS оказалось не по силам даже флагманскому ускорителю.
DLSS по-прежнему необходим видеокартам NVIDIA для того, чтобы гарантировать плавную смену кадров при высоком разрешении, а новая архитектура, вооруженная, в частности, увеличенной производительностью массива тензорных ядер, помогла освоить по-прежнему чрезвычайно требовательный режим 4K. В условиях трассировки лучей и масштабирования кадров GeForce RTX 3080 располагает примерно таким же преимуществом в производительности перед своими предшественниками, как в 4К без перечисленных технологий: он дал на 59 % больше FPS, чем GeForce RTX 2080 SUPER, а ускорители на чипе TU102 (RTX 2080 Ti и TITAN RTX) оставил позади с отрывом 29 и 23 % соответственно.
Тем не менее успехи Ampere в тестах 4К с рейтрейсингом, скорее всего, окажутся временной победой, которую сотрут со страниц истории будущие, еще более требовательные игры, ведь резерва быстродействия для них осталось немного. Да, на GeForce RTX 3080 летают трассированный Minecraft и Battlefield V, но фреймрейт все еще не дотягивает до 60 FPS в таких играх, как Metro Exodus и Control. Это может исправить только GeForce RTX 3090, да и то в Control все еще оставляет желать лучшего минимальная кадровая частота. Впрочем, сделаем новому железу скидку на то, что в тестах использовался самый качественный режим DLSS и, соответственно, внутреннее разрешение рендеринга было максимальным. С быстрыми настройками масштабирования, разумеется, и быстродействие было бы выше.
Игровые тесты в 8К и DLSS 2.1
И наконец, мы переходим к самой интригующей части статьи — тестам при разрешении 8К, то есть 7680 × 4320. Впрочем, для читателей 3DNews, которые уже хорошо представляют себе возможности новинок NVIDIA и обновили впечатления по данному обзору, вряд ли станут откровением результаты испытаний на 8К-экране. А тем, кто пролистал статью до этого момента, напомним, что игровое железо еще не преодолело этап 4К: каждый год выходят все более требовательные игры, и вожделенные 60 FPS постоянно ускользают. Даже технологии масштабирования, подобные DLSS и FidelityFX CAS, помогают далеко не всегда, не говоря уже о том, что они неизбежно приводят к падению качества изображения, пусть и не всегда заметному без прямого сравнения с кадрами в нативном разрешении — если речь идет об эталонной реализации DLSS 2.0 в режиме «качество».
При этом площадь 8К-экрана в пикселах ровно в четыре раза превосходит таковую при разрешении 4К, и вычислительная нагрузка увеличивается соответствующим образом. Не удивительно, что игры, которые NVIDIA приводит в подкрепление тезиса о том, что GeForce RTX 3090 сделал реальностью гейминг в 8К, по современным нормам являются нетипично легкими. С другой стороны, есть тайтлы с поддержкой DLSS 2.1, то есть самого быстрого режима масштабирования, который допускает эта технология. В нем кадр растягивается из внутреннего разрешения 1440p на экран 8К — ровно в 9 раз по общему количеству пикселей. DLSS 2.1 на данный момент интегрирован в актуальные версии Death Stranding и Control, а также в закрытую сборку Wolfenstein Youngblood, к которой мы получили доступ. Кстати, еще одна особенность бета-версии Youngblood заключается в том, что игра теперь поддерживает одновременное исполнение двух типов расчетной нагрузки параллельно с 3D-рендерингом в пределах времени жизни одного кадра, то есть операции рейтрейсинга на RT-блоках и работу нейросети на тензорных ядрах, — это еще одно из нововведений архитектуры Ampere.
Давайте оценим на примере двух последних игр, какую потерю детализации вызывает настолько агрессивное масштабирование кадров, ведь в том, что она имеет место, сомневаться не приходится. Как видно по увеличенным фрагментам скриншотов, для DLSS в режиме Ultra Performance характерны артефакты такого же рода, как у ранних реализаций DLSS в Battlefield V и Shadow of the Tomb Raider. Посмотрите, как сплошная полоса на полу комнаты в Death Stranding разбивается на несколько отдельных пятен или как пропадают трещины на стене в Wolfenstein Youngblood. Но есть примеры иного рода, когда нейросеть хорошо справилась с реконструкцией деталей одежды или оружия. От себя добавим, что в динамике изъяны DLSS не бросаются в глаза, а на огромном телевизоре, когда сидишь на удобном расстоянии от экрана, тем более. Однако нельзя не признать, что DLSS Ultra Performance — это компромиссное решение, которое к тому же сильно зависит от визуального контента игры. В Death Stranding оно реализовано намного лучше, чем в Wolfenstein Youngblood. Жаль только, что мы не можем привести скриншоты из Control — масштабирование в нем работает, но по какой-то причине игра на нашей тестовой системе не позволяет установить нативное разрешение 8К при любых настройках графики.
Однако мы не собираемся создавать для GeForce RTX 3090 тепличные условия и проверим его притязания на комфортную для игры производительность в режиме 8К при помощи широкой палитры тайтлов, в которую вошли все обычные тестовые игры, за исключением Minecraft с трассировкой лучей, Quake II RTX и Total War: THREE KINGDOMS. Вместе с тем мы провели бенчмарки в 8К не только для того, чтобы подтвердить или опровергнуть заявления чипмейкера, но и с целью оценить дистанцию в производительности между ускорителями нового и старого поколения, которая при такой нагрузке достигает максимума (лучше архитектуру таких крупных чипов, как GA102, могут насытить только рабочие приложения), а за точку отсчета примем TITAN RTX, поскольку у этой модели с GeForce RTX 3090 одинаковый объем оперативной памяти — 24 Гбайт.
Чтобы сразу закрыть вопрос потребления VRAM играми при разрешении 8К, отметим, что 10-гигабайтный GeForce RTX 3080 просто не позволяет продвинуться дальше главного меню в четырех из дюжины игр, а в более легких случаях дефицита оперативной памяти бенчмарк превращается в слайд-шоу. С другой стороны, есть тесты, в которых RTX 3080 продемонстрировал уверенное преимущество перед TITAN RTX и в которых может идти речь о более-менее комфортной (это DOOM Eternal, Forza Horizon 4, Strange Brigade, а также и Control в режиме DLSS Ultra Performance) или безоговорочно комфортной (Death Stranding — опять-таки с агрессивным масштабированием) частоте смены кадров. Любопытно, что даже DLSS не помогает RTX 3080 компенсировать нехватку объема VRAM в Wolfenstein Youngblood: ему доступен консольный уровень фреймрейта немногим выше 30 FPS, что само по себе было бы неплохо в подобных условиях, если бы TITAN RTX при этом не подошел вплотную к отметке 60 FPS. Такой же регресс производительности наблюдается в Metro Exodus и Shadow of the Tomb Raider.
Впрочем, основным объектом для испытаний играми в 8К является GeForce RTX 3090, объем оперативной памяти которого позволил без проблем запустить все игровые бенчмарки без исключения. Более того, средняя разница в частоте смены кадров между TITAN RTX и GeForce RTX 3090 установилась на уровне 52 % FPS, совершенно недостижимых при более низком разрешении экрана. Если бы игры на 8К-экране не были настолько далеки от практики, у нас бы даже появился повод пересмотреть оценку энергоэффективности чипов Ampere, которая пока не внушает большого оптимизма.
Что касается абсолютных значений кадровой частоты на RTX 3090, то обещания NVIDIA сделать гейминг в 8К реальностью соответствуют действительности, но при условии, что это нетребовательные или исключительно хорошо оптимизированные проекты — такие как DOOM Eternal, Forza Horizon и Strange Brigade. В этих трех играх фреймрейт приближается к 60 FPS на максималках при рендеринге в нативном разрешении экрана. Более тяжелые тайтлы способно сделать играбельными маштабирование при помощи DLSS Ultra Performance, причем в ряде случаев (Death Stranding и Wolfenstein Youngblood) — с хорошим запасом кадровой частоты. Кстати, DLSS в данном случае (да и в любых других режимах) работает далеко не бесплатно. Если сравнить фреймрейт Control при игре в нативном 1440p и в 8К с DLSS, то выяснится, что TITAN RTX и GeForce RTX 3090 утратили 31 % и 28 % FPS. Впрочем, потери быстродействия тут связаны не только с работой нейросети, но еще и с теми стадиями рендеринга, которые не подвергаются масштабированию.
Что касается производительности RTX 3090 в играх, которые не попадают ни в одну из двух привилегированных категорий — изначально нетребовательных или проектов с поддержкой DLSS 2.1, — то, увы, она не удовлетворяет даже либеральным стандартам, принятым в мире игровых консолей. Только в Battlefield V средняя кадровая частота пересекла границу 30 FPS, и то с активированным DLSS первого поколения.
Что ж, по совокупности результатов вряд ли можно согласиться с тем, что благодаря GeForce RTX 3090 домашние компьютеры не только преодолели трудности 4К, но и сразу покорили следующую вершину. Спору нет, какие-то игры можно с успехом запустить на RTX 3090 в 8К, и объем VRAM свыше 10 Гбайт для них, как правило, необходим. Признаем, что видеть подобное зрелище своими глазами — незабываемое впечатление, но пока это не более чем приписка к перечню возможностей флагманского ускорителя NVIDIA, главные из которых лежат совсем не в игровой, а в профессиональной сфере.
Вычисления общего назначения
В задачах GP-GPU ускорители фирменного дизайна от NVIDIA не слишком сильно выделяются на фоне относительно недорогих решений, подобных Palit GamingPro OC, но мы уже договорились о том, что будем использовать именно Founders Edition для сравнения всех будущих видеокарт двух (а рано или поздно трех) главных чипмейкеров, поэтому их результаты в рабочих приложениях различного класса тоже следует закрепить и кратко прокомментировать в данном обзоре.
Так, в Adobe Premiere Pro живое воспроизведение роликов, отягощенных сложными эффектами, по-прежнему невозможно в полном разрешении 4К с кадровой частотой 60 FPS, но GeForce RTX 3080 опережает по фреймрейту даже просьюмерский ускоритель прошлого поколения TITAN RTX, не говоря уже об игровых моделях уровня RTX 2080 SUPER. В свою очередь, RTX 3090 уже вплотную приблизился к отметке 50 FPS, в то время как GeForce RTX 2080 Ti и TITAN RTX ограничены 41–42 кадрами в секунду.
А главное то, что новые видеокарты заметно сокращают время рендеринга 4К-видео со сложными графическими эффектами по сравнению с моделями прошлого поколения, особенно если говорить про GeForce RTX 3090. В то время как GeForce RTX 3080 в этой задаче является эквивалентной заменой TITAN RTX, флагману удалось нарастить скорость рендеринга в формате ProRes на 18 %. Кроме того, активация выделенного кодировщика NVENC в свежих версиях Premiere Pro для экспорта H.264 не принесла никаких преимуществ всем остальным видеокартам NVIDIA, но позволила RTX 3090 выполнить задачу на 23 % быстрее, чем без помощи NVENC, — конечно, при условии, что пользователь готов пойти на компромисс в качестве изображения.
Наконец, 24 Гбайт оперативной памяти, которыми оснащен GeForce RTX 3090, открывают возможность работы с исходниками формата 8К в Premiere Pro и DaVinci Resolve, что является проблематичным или просто невозможным при меньшем объеме VRAM.
В рейтрейсере Blender на движке Cycles GeForce RTX 3080 достиг более чем двукратного преимущества в скорости рендеринга перед «Тьюрингами» и Radeon VII — и не важно, выполняется ли задача с использованием RT-ядер или только на шейдерных ALU. Производительность GeForce RTX 3090 бенчмарк Cycles оценил на 25 % выше, чем у RTX 3080, а по сравнению с показателем TITAN RTX время рендеринга сократилось более чем вдвое.
Прим. Radeon RX 5700 XT не работает с движком Cycles в актуальной версии Blender 2.9.
В работе с движком Radeon ProRender ускорители Ampere также удерживают лидирующие позиции, а новый флагман GeForce RTX 3090 на 15% опередил RTX 3080 и на 40 % — TITAN RTX.
Библиотеки REDCINEX-PRO, предназначенные для аппаратного декодирования и дебайеринга файлов RED R3D с привлечением тензорных ядер чипов NVIDIA, не особенно чувствительны к разнице между GeForce RTX 3080 и RTX 3090. Однако любая из двух видеокарт более чем в два раза ускоряет обработку записей с разрешением 4К по сравнению с тем, что дает TITAN RTX, а в 6К GeForce RTX 3090 на 25 % быстрее. Декодирование видео 8К не принесло настолько же ярких результатов.
Кодирование/декодирование видео
Чипы Ampere стали первыми графическими процессорами на рынке, которые приобрели возможность декодировать видео нового стандарта AV1 силами специализированного ASIC NVDEC, а в будущем эту функцию приобретут и остальные продукты 30-й серии GeForce, включая GPU для ноутбуков. Кодек AV1 создан в первую очередь для потоковой передачи видео с высоким разрешением и широким динамическим диапазоном, однако степень компрессии, свойственная AV1, требует серьезной вычислительной мощности для декодирования потока.
Так, видео AV1 в 8К с кадровой частотой 30 FPS загружает мощный восьмиядерный CPU тестового стенда на 50 %, когда файл воспроизводится из локального хранилища, и на 60 % через браузер. В то же время аппаратный декодер NVDEC обрабатывает AV1 даже быстрее прочих форматов видео и достигает пропускной способности 110 кадров в секунду при разрешении 8К без HDR. Кроме того, новая версия NVDEC еще эффективнее обращается с потоком HEVC и VP9, чем ASIC, встроенный в процессоры Turing.
В чипе GA102 и старших моделях Turing используется один и тот же аппаратный кодировщик H.264 и HEVC, однако показаний к его апгрейду не было. В быстром режиме, подходящем для стриминга, он позволяет кодировать видео в разрешении вплоть до 8К с приличной кадровой частотой 60 FPS.
Производительность на ватт и площадь GPU
Тесты Founders Edition дали возможность по-новому взглянуть на энергоэффективность ускорителей 30-й серии, которая при столь высокой потребляемой мощности сильно зависит от качества системы охлаждения, и в особенности VRM. Как следствие, GeForce RTX 3090 FE прибавил в тактовых частотах по сравнению с условно бюджетными реализациями RTX 3090, несмотря на то, что мощность Founders Edition примерно такая же, как у ранее изученной видеокарты Palit GamingPro OC. RTX 3080 в данном контексте не представляет большого интереса, поскольку его графический процессор существенно урезан по числу активных вычислительных блоков и, соответственно, понес потери не только в абсолютном быстродействии, но и в производительности на ватт.
Производитель | NVIDIA | AMD | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | GeForce RTX 3090 | GeForce RTX 3080 | GeForce GTX 1080 Ti | GeForce RTX 2080 SUPER | GeForce RTX 2080 Ti FE | TITAN RTX | Radeon VII | Radeon RX 5700 XT |
Графический процессор | GA102 | GA102 | GP102 | TU104 | TU102 | TU102 | Vega 20 XL | Navi 10 XT |
Микроархитектура | Ampere | Ampere | Pascal | Turing | Turing | Turing | GCN 5 поколения | RDNA |
Техпроцесс, нм | 8 нм (8N) | 8 нм (8N) | 16 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 7 нм FinFET | 7 нм FinFET |
Число транзисторов, млн | 28 300 | 28 300 | 12 000 | 13 600 | 18 600 | 18 600 | 13 200 | 10 300 |
Площадь чипа, кв. мм | 628 | 628 | 471 | 545 | 754 | 754 | 331 | 251 |
Средняя потребляемая мощность (Crysis 3), Вт | 337 | 314 | 216 | 244 | 250 | 262 | 286 | 219 |
Производительность/Вт | 100% | −8% | −32% | −25% | −12% | −11% | −44% | −35% |
Производительность/млн транзисторов | 100% | −15% | +2% | +13% | −1% | +5% | +1% | +15% |
Производительность/кв. мм | 100% | −15% | −42% | −37% | −46% | −43% | −10% | +5% |
Производительность/Вт (обратное сравнение) | 100% | +9% | +47% | +33% | +14% | +13% | +79% | +54% |
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) | 100% | +17% | −2% | −12% | +1% | −5% | −1% | −13% |
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) | 100% | +17% | +73% | +60% | +84% | +74% | +12% | −5% |
Прим. Игры при разрешении 3840 × 2160 без трассировки лучей и DLSS.
Как бы то ни было, нельзя сказать, что рост быстродействия в пересчете на мощность по сравнению с предыдущим поколением устройств NVIDIA соответствует формальным темпам прогресса фотолитографии. Да, вычислительная плотность GA102 на 75 % выше, чем у физически более крупного, но содержащего на 34 % меньше транзисторов ядра TU102 в составе TITAN RTX, однако количество игровых FPS на ватт возросло всего лишь на 13 %. Справедливости ради отметим, что техпроцесс 12 нм, который лежит в основе чипов Turing, представляет собой половинный шаг технологической нормы между 14 нм в Pascal и 8 нм в Ampere. По сравнению с GeForce GTX 1080 Ti производительность на ватт как раз-таки увеличилась на внушительные 47 %. Но, увы, «Паскали» — дело прошлое в короткой памяти полупроводниковой индустрии (10-я серия вышла еще в 2016–2017 гг.), а Ampere, как ни крути, взял новые высоты быстродействия скорее грубой силой, чем усовершенствованиями архитектуры и энергоэффективностью.
Результаты игровых тестов и рекомендованные цены
1920 × 1080 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce GTX 1080 | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | AMD Radeon VII | AMD Radeon RX 5700 XT | |
Assassin’s Creed Odyssey | TAA High | 76 / 100 | 77 / 104 | 55 / 62 | 68 / 75 | 69 / 81 | 75 / 91 | 76 / 90 | 56 / 68 | 51 / 67 |
Battlefield V | TAA High | 151 / 175 | 160 / 179 | 109 / 128 | 124 / 140 | 147 / 160 | 144 / 166 | 148 / 170 | 132 / 154 | 125 / 151 |
Borderlands 3 | TAA | 127 / 144 | 140 / 161 | 56 / 63 | 73 / 83 | 83 / 95 | 99 / 112 | 107 / 121 | 81 / 89 | 80 / 89 |
Control | TAA | 133 / 151 | 150 / 172 | 60 / 62 | 78 / 83 | 96 / 105 | 116 / 129 | 118 / 132 | 87 / 95 | 77 / 87 |
DOOM Eternal | TAA | 194 / 308 | 203 / 333 | 72 / 122 | 86 / 157 | 142 / 221 | 164 / 252 | 178 / 266 | 102 / 168 | 106 / 171 |
Metro Exodus | TAA | 55 / 97 | 64 / 113 | 25 / 44 | 32 / 59 | 39 / 69 | 47 / 81 | 52 / 87 | 30 / 54 | 30 / 54 |
Red Dead Redemption 2 | TAA High | 78 / 84 | 91 / 98 | 29 / 31 | 38 / 41 | 49 / 54 | 52 / 64 | 63 / 68 | 39 / 44 | 38 / 42 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 114 / 166 | 116 / 171 | 65 / 84 | 88 / 117 | 106 / 140 | 114 / 150 | 112 / 154 | 83 / 115 | 89 / 113 |
Strange Brigade | AA Ultra | 264 / 347 | 303 / 394 | 105 / 137 | 135 / 178 | 174 / 226 | 209 / 269 | 220 / 286 | 124 / 185 | 119 / 168 |
Total War: THREE KINGDOMS | TAA | 86 / 103 | 97 / 116 | 38 / 45 | 47 / 57 | 59 / 71 | 71 / 85 | 74 / 90 | 44 / 52 | 39 / 47 |
Макс. | +17% | −27% | −20% | −9% | −5% | −3% | −12% | −14% | ||
Средн. | +11% | −53% | −41% | −28% | −17% | −13% | −39% | −41% | ||
Мин. | +2% | −63% | −51% | −36% | −24% | −19% | −50% | −54% |
2560 × 1440 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce GTX 1080 | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | AMD Radeon VII | AMD Radeon RX 5700 XT | |
Assassin’s Creed Odyssey | TAA High | 72 / 90 | 72 / 96 | 44 / 50 | 56 / 62 | 55 / 65 | 65 / 77 | 65 / 79 | 43 / 53 | 47 / 56 |
Battlefield V | TAA High | 155 / 166 | 162 / 178 | 79 / 99 | 98 / 115 | 113 / 129 | 128 / 145 | 136 / 150 | 110 / 128 | 101 / 125 |
Borderlands 3 | TAA | 92 / 105 | 108 / 124 | 37 / 42 | 51 / 57 | 58 / 65 | 69 / 78 | 76 / 84 | 56 / 62 | 56 / 62 |
Control | TAA | 96 / 105 | 112 / 122 | 36 / 39 | 51 / 55 | 64 / 71 | 86 / 88 | 81 / 89 | 61 / 64 | 51 / 56 |
DOOM Eternal | TAA | 176 / 264 | 194 / 294 | 58 / 92 | 73 / 123 | 117 / 176 | 141 / 203 | 149 / 214 | 89 / 137 | 90 / 136 |
Metro Exodus | TAA | 49 / 81 | 58 / 97 | 21 / 36 | 27 / 48 | 33 / 56 | 40 / 65 | 44 / 71 | 27 / 46 | 26 / 44 |
Red Dead Redemption 2 | TAA High | 68 / 73 | 83 / 86 | 24 / 27 | 33 / 35 | 42 / 47 | 45 / 54 | 55 / 58 | 34 / 38 | 33 / 36 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 110 / 139 | 113 / 152 | 44 / 55 | 62 / 78 | 78 / 97 | 89 / 111 | 92 / 117 | 60 / 81 | 62 / 76 |
Strange Brigade | AA Ultra | 206 / 258 | 244 / 306 | 77 / 95 | 102 / 127 | 136 / 163 | 158 / 195 | 170 / 208 | 98 / 138 | 93 / 121 |
Total War: THREE KINGDOMS | TAA | 60 / 71 | 72 / 84 | 25 / 29 | 32 / 38 | 40 / 47 | 49 / 57 | 52 / 60 | 30 / 34 | 26 / 31 |
Макс. | +20% | −40% | −31% | −22% | −13% | −10% | −23% | −25% | ||
Средн. | +14% | −57% | −44% | −32% | −20% | −16% | −42% | −45% | ||
Мин. | +7% | −65% | −53% | −38% | −26% | −21% | −52% | −56% |
3840 × 2160 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce GTX 1080 | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | AMD Radeon VII | AMD Radeon RX 5700 XT | |
Assassin’s Creed Odyssey | TAA High | 59 / 66 | 64 / 73 | 26 / 30 | 36 / 40 | 40 / 46 | 48 / 54 | 53 / 57 | 35 / 41 | 32 / 37 |
Battlefield V | TAA High | 106 / 122 | 119 / 137 | 44 / 55 | 55 / 68 | 67 / 80 | 78 / 91 | 85 / 99 | 65 / 75 | 54 / 68 |
Borderlands 3 | TAA | 54 / 61 | 64 / 72 | 20 / 23 | 27 / 31 | 32 / 36 | 38 / 43 | 41 / 46 | 29 / 32 | 29 / 34 |
Control | TAA | 51 / 56 | 60 / 66 | 17 / 19 | 25 / 27 | 32 / 36 | 43 / 45 | 41 / 46 | 31 / 33 | 25 / 28 |
DOOM Eternal | TAA | 123 / 165 | 142 / 193 | 38 / 52 | 49 / 69 | 72 / 98 | 90 / 118 | 96 / 124 | 62 / 84 | 48 / 62 |
Metro Exodus | TAA | 36 / 54 | 43 / 67 | 14 / 23 | 20 / 31 | 24 / 37 | 28 / 44 | 31 / 47 | 20 / 31 | 19 / 29 |
Red Dead Redemption 2 | TAA High | 52 / 54 | 61 / 64 | 18 / 19 | 24 / 25 | 32 / 34 | 35 / 40 | 40 / 42 | 26 / 27 | 24 / 26 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 66 / 79 | 77 / 93 | 23 / 28 | 33 / 41 | 42 / 51 | 50 / 61 | 54 / 64 | 34 / 44 | 30 / 39 |
Strange Brigade | AA Ultra | 135 / 155 | 161 / 185 | 43 / 51 | 59 / 70 | 83 / 93 | 98 / 113 | 105 / 121 | 71 / 88 | 61 / 72 |
Total War: THREE KINGDOMS | TAA | 33 / 38 | 40 / 45 | 13 / 15 | 16 / 19 | 21 / 24 | 26 / 30 | 28 / 32 | 15 / 18 | 12 / 15 |
Макс. | +24% | −55% | −39% | −30% | −18% | −13% | −38% | −44% | ||
Средн. | +17% | −62% | −49% | −36% | −24% | −19% | −45% | −51% | ||
Мин. | +11% | −68% | −58% | −41% | −30% | −25% | −53% | −62% |
Результаты игровых тестов с трассировкой лучей
1920 × 1080 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | |
Battlefield V | TAA High | 110 / 128 | 125 / 139 | 66 / 87 | 86 / 105 | 84 / 103 |
Control | TAA | 90 / 94 | 93 / 102 | 54 / 58 | 68 / 73 | 69 / 75 |
Metro Exodus | TAA | 49 / 80 | 58 / 94 | 34 / 54 | 41 / 64 | 43 / 68 |
Minecraft with RTX Beta | Нет | 106 / 117 | 120 / 135 | 61 / 70 | 75 / 85 | 76 / 87 |
Quake II RTX | TAA | Н/Д / 123 | Н/Д / 145 | Н/Д / 72 | Н/Д / 88 | Н/Д / 93 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 90 / 122 | 98 / 132 | 61 / 89 | 74 / 105 | 78 / 109 |
Макс. | +18% | −27% | −14% | −11% | ||
Средн. | +13% | −35% | −22% | −19% | ||
Мин. | +8% | −41% | −28% | −26% |
2560 × 1440 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | |
Battlefield V | TAA High | 80 / 103 | 95 / 116 | 49 / 66 | 62 / 82 | 62 / 81 |
Control | TAA | 61 / 65 | 71 / 75 | 36 / 38 | 46 / 48 | 48 / 51 |
Metro Exodus | TAA | 40 / 61 | 48 / 73 | 26 / 38 | 32 / 48 | 34 / 50 |
Minecraft with RTX Beta | Нет | 65 / 72 | 78 / 86 | 36 / 42 | 45 / 51 | 48 / 55 |
Quake II RTX | TAA | Н/Д / 73 | Н/Д / 87 | Н/Д / 42 | Н/Д / 51 | Н/Д / 55 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 67 / 91 | 78 / 105 | 42 / 60 | 51 / 72 | 54 / 76 |
Макс. | +20% | −34% | −20% | −16% | ||
Средн. | +17% | −39% | −25% | −21% | ||
Мин. | +13% | −42% | −30% | −25% |
3840 × 2160 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | |
Battlefield V | TAA High | 50 / 68 | 57 / 77 | 27 / 39 | 35 / 50 | 37 / 50 |
Control | TAA | 32 / 34 | 38 / 41 | 18 / 20 | 23 / 25 | 24 / 26 |
Metro Exodus | TAA | 25 / 36 | 31 / 43 | 14 / 21 | 19 / 27 | 20 / 29 |
Minecraft with RTX Beta | Нет | 31 / 34 | 37 / 41 | 16 / 18 | 21 / 24 | 23 / 26 |
Quake II RTX | TAA | Н/Д / 34 | Н/Д / 40 | Н/Д / 19 | Н/Д / 23 | Н/Д / 24 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 38 / 51 | 46 / 61 | 21 / 30 | 28 / 39 | 30 / 41 |
Макс. | +21% | −41% | −24% | −19% | ||
Средн. | +19% | −43% | −27% | −24% | ||
Мин. | +13% | −47% | −32% | −29% |
3840 × 2160 (DLSS) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание (без DLSS) | NVIDIA GeForce RTX 3080 FE | NVIDIA GeForce RTX 3090 FE | NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE | NVIDIA TITAN RTX | |
Battlefield V | TAA High | 64 / 79 | 75 / 92 | 41 / 51 | 51 / 64 | 53 / 65 |
Control | TAA | 54 / 58 | 64 / 67 | 33 / 35 | 41 / 43 | 43 / 45 |
Metro Exodus | TAA | 36 / 51 | 43 / 61 | 23 / 33 | 29 / 41 | 31 / 43 |
Minecraft with RTX Beta | Нет | 87 / 96 | 104 / 114 | 49 / 56 | 60 / 69 | 67 / 74 |
Shadow of the Tomb Raider | TAA | 56 / 70 | 66 / 83 | 36 / 47 | 44 / 57 | 46 / 60 |
Макс. | +20% | −33% | −19% | −14% | ||
Средн. | +18% | −37% | −22% | −19% | ||
Мин. | +16% | −42% | −28% | −23% |
Выводы
Сегодня мы рассмотрели две видеокарты, которых у вас, скорее всего, не будет. Изначально предполагалось, что GeForce RTX 3080 и RTX 3090 в модификации Founders Edition выйдут ограниченным тиражом, предзаказ на них в российском интернет-магазине NVIDIA до сих пор не открылся, а когда откроется, партия разойдется по рукам в считаные минуты. Фирменным ускорителям назначили строго рекомендованные цены, которые не намерен соблюдать ни один производитель и продавец партнерских устройств (кроме, пожалуй, самых экономных версий), особенно в условиях строжайшего дефицита, хотя по совокупности качеств Founders Edition должны стоить намного больше.
Они созданы в первую очередь для нас, обозревателей железа, чтобы представить новое поколение GeForce в наиболее выгодном свете, и это совершенно оправданная, если не сказать необходимая, мера. Энергопотребление GeForce RTX 3080 и тем более RTX 3090 чрезвычайно велико, а применение чипов памяти GDDR6X влечет за собой дополнительные сложности. Все уже наслышаны о проблемах с питанием удешевленных версий RTX 3080 и RTX 3090. NVIDIA сделала все возможное, чтобы избежать подобных неприятностей и полностью раскрыть потенциал горячих чипов Ampere.
Если вам посчастливится урвать экземпляр Founders Edition, то можете поздравить себя не только с выгодной покупкой намного дешевле среднерыночных цен, но и с тем, какой замечательный продукт вам достался. Обе модели соблюдают штатное TDP (320 и 350 Вт для младшей и старшей соответственно), но при этом поддерживают высокие тактовые частоты и, главное, работают чрезвычайно тихо. Единственный и довольно неожиданный изъян, который мы нашли в Founders Edition, — это громкий шелест катушек индуктивности в составе VRM. В остальном качество компонентов, сборка и дизайн Founders Edition безупречны, а RTX 3080 в добавок ко всему является компактным устройством двухслотового форм-фактора, хотя партнерам NVIDIA пришлось использовать в аналогичных устройствах массивные трехслотовые кулеры.
Впрочем, применительно к GeForce RTX 3080 достоинства Founders Edition выражаются скорее в удобстве эксплуатации и эстетическом удовлетворении, нежели в повышенном быстродействии по сравнению с более доступными аналогами, поэтому прежние оценки потенциала RTX 3080 в играх и рекомендации по апгрейду остаются в силе. Не важно, идет ли речь о Founders Edition, любой другой из «премиальных» партнерских видеокарт или, наоборот, об условно-бюджетных моделях, вы можете рассчитывать на прирост FPS около 57 % по сравнению с показателями GeForce RTX 2080 SUPER и около 31 % сверх того, что выдает GeForce RTX 2080 Ti. Основными кандидатами для замены остаются ускорители позапрошлого поколения: новинка превосходит GeForce GTX 1080 Ti и GTX 1080 по игровому быстродействию в 2–2,5 раза. Терпение геймеров, которые решили пропустить серию RTX 20, наконец вознаградилось. Только нужно иметь в виду, что проектную производительность RTX 3080 выдает лишь в самых требовательных режимах — с трассировкой лучей или на 4К-экране, а при разрешении 1080p межпоколенческий прирост быстродействия куда скромнее.
Вторая новинка, RTX 3090 Founders Edition, — это настоящий монстр, пожалуй, самая тяжелая и крупная видеокарта на нашей памяти. Но если вам нужно быстродействие почти нетронутого чипа GA102 и 24 Гбайт VRAM для рабочих приложений, габариты и вес вряд ли станут камнем преткновения. Они являются залогом тишины и удивительно высоких тактовых частот — около 2 ГГц, которые лежат за пределами возможностей удешевленных версий RTX 3090 и заставили подкорректировать картину быстродействия флагманской платы в сравнении с результатами RTX 3080 и их предшественников. RTX 3090 добавил в среднем 17–20 % FPS к игровым результатам RTX 3080. Разумеется, в режиме 4К и желательно с рейтрейсингом. В противном случае от RTX 3090 мало толку, да и вообще эта видеокарта раскрывается на полную катушку только в рабочих приложениях, особенно тех, которые не укладываются в относительно небольшой объем оперативной памяти RTX 3080.
Что касается притязаний на возможность играть в 8К, которые вроде как оправдывают присутствие GeForce RTX 3090 в линейке потребительских, а не просьюмерских или профессиональных решений NVIDIA, то они соответствуют действительности, но с массой оговорок, которые пока не позволяют считать гейминг в предельно высоком разрешении чем-либо, кроме курьезного эксперимента. И это даже если сбросить со счетов баснословную стоимость 8К-телевизоров, для которых практически и нет иного контента, кроме игр (или рабочих приложений, связанных с графикой, если речь идет о еще более редких мониторах). Действительно, RTX 3090 является первым и единственным среди графических ускорителей, который обеспечивает необходимый динамичным играм фреймрейт, но это относится к самым легковесным или превосходно оптимизированным тайтлам, а также к немногочисленным проектам с поддержкой DLSS в режиме Ultra Performance. Игры в 8К отлично иллюстрируют мощь архитектуры Ampere, но они бесконечно далеки от практики и совершенно точно не являются тем, ради чего покупают подобное железо.
Впрочем, не хочется завершать обзор таких ярких продуктов, как GeForce RTX 3080 и RTX 3090 Founders Edition, на критической ноте. Беспрецедентно высокое энергопотребление чипа GA102 поставило перед инженерами NVIDIA сложную задачу, но ее решением стали одни из самых любопытных образцов компьютерной техники, с которыми мы имели дело до сих пор. 3DNews редко награждает первые видеокарты на абсолютно новом GPU высшего эшелона — они всегда быстрее предшественников и всегда ставят новые рекорды. Кроме того, воздавать почести RTX 3080 и RTX 3090 немного преждевременно, пока своего слова еще не сказала AMD, но модификации Founders Edition полностью заслужили свою медаль.