27 лет Фазеля у власти: на Олимпиады поехали лучшие, ЧМ стал больше, а НХЛ подмяла под себя весь хоккей

У Международной федерации хоккея теперь новый президент.

Никто не любит спортивных бюрократов. Этот факт в хоккее подтверждается минимум два раза в год: когда Гэри Беттмэн вручает Кубок Стэнли и открывает драфт – обе эти процедуры сопровождает свист на сотни децибел. И это ему еще повезло – в отличие от футбола, кричалок «Бэттмен – мафия» он не получает. 

Рене Фазеля, кажется, никто не освистывал – но в хоккейной России народной любовью он предсказуемо не пользуется. Фракция «консерваторов» с насупленными бровями рассказывает, как швейцарский стоматолог продолжает продавать хоккейную Европу Бэттмэну по дешевке и ничего не делает, чтобы остановить процесс. «Либералы» негодуют из-за недавних слов про Путина, странного визита к Лукашенко – да и вообще, как известно, Рене чуть ли не единственный друг российских спортивных властей в международных федерациях. 

Сегодня 27-летняя эпоха швейцарца в ИИХФ подходит к концу (выбрали француза Люка Тардифа). В этой цифре нет чего-то шокирующего – до Фазеля 19 лет президентом был Гюнтер Сабецки. Но такой огромный срок точно заслуживает серьезного осмысления.

Чем вообще был мировой хоккей на момент прихода Фазеля? Железный занавес пал, и в Америку сотнями повалили наши игроки (чехи и словаки тоже, но все же их было меньше) – причем не только ради игры в НХЛ, но и в АХЛ, и еще более низших лигах: даже в условной ECHL могли платить лучше полузабитой Межнациональной лиги. Соответственно, мировой хоккей лишался сильнейшего варианта сборной СССР. 

Европейский клубный турнир существовал в странном виде. Его формула постоянно менялась, но основы оставались: участвовали только чемпионы своих стран (у России и Турции – по одному представителю!), квалификация игралась в виде групповых турниров в одном городе, схемы с разъездами, привычной по футболу, не было. В советское время почти всегда Кубок европейских чемпионов брал ЦСКА, что лишней популярности турниру не давало.

Олимпиада в Лиллехаммере на фоне краха СССР называлась современниками чуть ли не слабейшей в истории. При отсутствии «профессиональных любителей» из СССР и ЧССР уровень турнира был совсем невеселым – пусть Форсберг в итоге и обессмертил Лиллехаммер.

В общем, нельзя говорить, что европейский хоккей до прихода Фазеля цвел. Правда, и обратное нельзя сказать – просто он был нишевым видом спорта со всеми плюсами и минусами этого. Если в США стали делать бизнес из спорта еще до Второй мировой, то даже в европейском футболе где-то до 80-х годов царили мезозойские представления о коммерции. Про местный хоккей мы скромно умолчим.  

Какими основными задачами на посту президента занимался Фазель? Условно сгруппируем их в три блока: 

Турниры сборных. Рост малых хоккейных наций

Главная заслуга Фазеля, о которой вспоминают в эти дни – Олимпиада с игроками НХЛ. Но ее сложно объективно оценить.

С одной стороны, НБА уже дебютировала на играх усилиями генсека ФИБА Борислава Станковича – и невероятный успех Дрим-тим наверняка соблазнял и энхаэловское руководство сделать шаг навстречу. С другой – НХЛ должна была прерывать сезон ради поездки, плюс у нее все-таки были планы на «карманный» Кубок мира – поэтому все-таки усилия Фазеля и ИИХФ тут точно есть.

Сложнее вопрос с чемпионатами мира. Холивар «чемпионат мира – топ-турнир или нет?» ведется в интернете с незапамятных времен. Сложно уместить его в один пункт текста, но давайте приведем короткий факт: на последний ЧМ в нормальных условиях – в 2019-м – Россия, США и Швеция привезли составы, которые оценивались журналистами как лучшие в истории. Если вы зайдете на элитпроспект, то подтвердите, что так оно и есть. Как же получалось, что Фазель 25 лет убивал престиж ЧМ, а звезды туда едут и едут? Парадокс.  

Но в газетах начала 90-х были ровно те же рассуждения, что сейчас выдвигает «оппозиция»: престиж падает, все плохо. Тем не менее, звезд на нем становится все больше: просто посмотрите на составы североамериканцев 25-летней давности – там очень, очень много совсем случайных людей, которых даже в перспективные не запишешь.  

Камнем преткновения остается и проведение ЧМ раз в год – но это традиция, которая появилась задолго до Фазеля и вообще до войны. Это же есть и в футболе – ЧМ там проводится раз в 4 года не из-за какой-то мифической «престижности», а потому что когда-то его решили проводить раз в 4 года и все. Плюс если в футболе есть континентальные первенства и квалификационные турниры, то в хоккее других постоянных турниров сборных просто нет.

Наконец, любимая тема – рост новичков. Конечно, Германия и Швейцария болтались в элите с 70-80-х – но именно что болтались. У первых сейчас финал Олимпиады, совмещенный с хоккейным бумом, когда молодые немцы в последние годы не вылазят из десятки драфта НХЛ. Швейцарцы, которые не любят покидать NLA, уже получили первого номера драфта. А на какие деньги федерации этих стран проводят реформы? Солидная их часть приходит как раз от ЧМ. 

Успешные сейчас сборные получали от десятка шайб в свои ворота еще в 80-х.

Скоро этот же путь могут повторить австрийцы и датчане. Последний ЧМ, хоть и со специфическими составами, показал, что сборные на самом деле гораздо более равны, чем мы думаем. И это однозначно заслуга Фазеля.

Развитие европейского клубного хоккея

Именно при Фазеле появились два постоянных клубных турнира, а не «факультативный» КЕЧ – это Евролига и Континентальный кубок, который в тот период был хоккейным аналогом Кубка УЕФА, а не турниром для малых стран, как сейчас. Наши болельщики вспомнят и русский финал «Магнитка» – «Динамо» с легендарным голом Маркова, и камбэк той же «Магнитки» против ТПС, или даже поражения от британских клубов.  

Правда, просуществовала Евролига недолго – лишь 4 года, после чего рухнула из-за шведских клубов. Ненадолго вернулись к КЕЧ, а потом к столетию ИИХФ придумали хоккейную Лигу чемпионов, но просуществовала она лишь год и рухнула во время финансового кризиса-2009 – оказалось, что без спонсорства «Газпрома», который экстренно резал затраты, больших денег на хоккей в Европе давать некому.

Сейчас Лига чемпионов снова проводится – хотя все понимают, что без КХЛ это вообще не то, но все-таки турнир обрел хоть какую-то стабильность. Интерес растет медленно, но растет (как и призовой фонд) – и ЛЧ будет реформироваться дальше.  

Очевидная проблема организации таких соревнований – в Европе просто нет к ним привычки. Четкий футбольный календарь из трех кубков с матчами дома и на выезде навсегда заложил болельщицкую привязанность. А что было у хоккея? Проходили только чемпионы, проводили 3-5 игр (причем с большой вероятностью вне дома), потом получали дубиной по голове от ЦСКА. Интриги примерно как в лиге ВТБ. 

В общем-то, эта проблема есть и у баскетбольной Евролиги, где даже самые успешные испанские клубы просто подкармливаются за счет перечислений из футбольных офисов, с которыми «Реал» и «Барса» составляют одну организацию. Проводить успешный континентальный турнир в отсутствии всех лучших игроков и банальных коммерческих традиций – очень сложно. 

И здесь мы отметим, что Фазель дважды брался за это дело – и получалось все же не так плохо. Надеемся, что КХЛ все-таки примет участие в третьей инкарнации ЛЧ – это только поможет встряхнуть лигу, которая явно теряет домашнюю аудиторию. 

Сосуществование с НХЛ 

Самая сложная часть программы. И тут не попрешь: в 1994-м гораздо больше звездных шведов, финнов и чехов играли дома, а не в НХЛ. Сейчас же американская лига пылесосом втягивает все, что более-менее шевелится. Как так вышло? 

Главная причина банальна: за 25 лет НХЛ стала богаче. Она получила телевизионную сделку – небольшую на фоне НФЛ или НБА, но гигантскую на фоне евролиг. Билеты на матчи выросли в цене в десятки раз – еще в 80-х можно было ходить на игры и тратить меньше десяти долларов. 

Откуда возьмет деньги хоккейная Европа? По размерам и по населению Швеция, Чехия и Финляндия – три главных рынка – тянут на отдельные американские штаты, а не на целые государства. В той же Лииге играют команды из городков с населением в 50-100 тысяч – поэтому финский чемпионат был и остается небогатым.  

Зато в Швеции, где население банально больше, клубы получают по $5 млн от телевидения каждый год – это позволяет шведам в том числе поплевывать и на приглашения от КХЛ. Но и эти 5 млн (хорошие деньги даже на фоне еврофутбола) – смешная мелочевка по сравнению с финансами НХЛ, где сейчас столько получает один вингер второго звена. Сложно представить, чтобы президент ИИХФ – любой – смог бы что-то придумать в условиях заранее ограниченной численности хоккейной аудитории.  

Помимо этого, есть и неожиданные причины. Отмена красной линии (впервые, кстати, прошла как раз на турнирах ИИХФ) целиком изменила НХЛ. Клубы избавились от тафгаев (до локаута-2005 был в каждом клубе, а большинство имело и двух), третьи тройки из сдерживающих тоже превращались в играющие –  и НХЛ нужны были новые «игровички» вместо амбалов, которые «не вписывались в рынок». Конечно, их стали брать в Европе.  

Учитывая всю ту же бедность клубов, они с радостью готовы отпускать юных воспитанников и получать от американцев фиксированные суммы по договору с НХЛ. Все те же шведы вообще не комплексуют и почти в открытую декларируют, что их цель – конвейер для НХЛ. Конечно, Александр Медведев в свое время возмущался такой европейской мелкотравчатостью – но у него был «Газпром», а у европейцев частные компании не стали бы задирать зарплаты в погоне за НХЛ. 

И здесь Фазель стал очевидным заложником потолка возможностей. Единственная крупная страна Европы, которая может поспорить с НХЛ по финансам – это Германия. Немецкая лига в последнее время растет и уже почти догнала ту же финскую по уровню, там собираются полные стадионы – но еще нет того интереса. который бы позволил выйти хотя бы на шведские цифры телесделок. 

*** 

27 лет Фазеля очень похожи на правление Александра I: множество крупных реформ и проектов в первые десять лет, а потом консерватизм, который многим кажется реакционным. Но сложно представить, что другой человек на этом же месте и с этими же исходными данными вдруг создал бы мощную альтернативу НХЛ. НХЛ существовала до Рене, ведя свои дела серьезно уже тогда, когда в Европе хоккей был игрушкой.

Пост про уходящего из КХЛ Медведева был озаглавлен пушкинской цитатой «От него зависело стать стократ хуже». Так же можно сказать и про Фазеля.

Ура, НХЛ все-таки едет на Олимпиаду (с одной оговоркой). Но затянули так, что уже надоело

Новая нормальность. Почему сенсации на ЧМ могут повториться

Фото: globallookpress.com/Andreas SandstrÖM, Carl Sandin, Tomi Hänninen, Vit Simanek; РИА Новости/Алексей Никольский, Владимир Родионов

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector