«Мерседес» рискнул и заменил только половину силовой установки для Хэмилтона. Ради меньшего штрафа – чтобы не дарить Гран-при Ферстаппену

Главный стратегический фактор чемпионской гонки перед этапом в Турции.

Современная «Формула-1» полна жестких ограничений – к примеру, лимит на двигатели бьет практически по каждой команде. К использованию на два десятка Гран-при разрешены только 3 набора силовых установок (двигатель внутреннего сгорания, гибридные компоненты, контролирующая электроника, аккумулятор), а за перерасход деталей моментально следуют штрафы в виде потери мест на стартовой решетке – от 5 штук за смену электроники до гарантированной последней позиции за полностью новый агрегат.

Вот и в 2021-м технические ограничения добрались до чемпионской гонки: в Италии и России «Мерседес» менял моторы на болиде Боттаса по стратегическим соображениям, да и Макс Ферстаппен в Сочи взял четвертую силовую установку из-за недостатка рабочих компонентов (и приехал на подиум с 20-й позиции). А две недели спустя в Турции замена подобралась к Льюису Хэмилтону.

Но «Мерседес» внезапно рискнул: вместо полной замены агрегата установил лишь новый ДВС. Потому вместо гарантированного последнего места №44 получит 10 позиций штрафа и теоретически способен стартовать не с последних рядов, тем самым превращаясь (с учетом темпа W12 относительно середняков) в реального претендента на подиум.

С другой стороны, остальные элементы силовой установки на болиде Льюиса останутся старыми, явно не смогут выдавать все те же 100 процентов и сохранят риск отказа из-за износа – то есть решение выглядит странным. Почему же команда выбрала именно такой путь?

«Довольно сложно понять, насколько трудно обгонять на этой трассе, – признался главный гоночный инженер «Мерседеса» Эндрю Шовлин. – Но помню, как Льюис выступал здесь в GP2, да и он чувствует, что возможности есть.

Хэмилтон впервые восхитил всю «Ф-1» мегапрорывом на 16 мест в молодежке. Сейчас объяснил технику тех невозможных обгонов

Мы проводим симуляции всех гонок вплоть до конца сезона. Существует баланс, если говорить о рисках, связанных с надежностью. Разумеется, мы точно не хотим столкнуться с отказом мотора и затем все равно получить штраф. Кроме этого, нужно учитывать потерю мощности из-за намотанного километража. Двигатель внутреннего сгорания – элемент, который больше всего влияет на надежность и мощность силовой установки. Лучше получить штраф в десять позиций, чем стартовать из конца решетки».

Просто «Мерседес» сейчас не может слишком сильно рисковать: Хэмилтон выигрывает 2 очка у Ферстаппена в общем зачете, но заезд в Турции – последний в пределах нескольких ближайших Гран-при, где у W12 видится преимущество, а обгонять достаточно легко. После Стамбула «Формула-1» отправится в США (где успех непредсказуем из-за фактора отвратительного асфальта), а затем – в Мексику и Бразилию (традиционное королевство «Ред Булл», где еще и сложно обгонять из-за конфигураций трассы). Так что если улететь на последний ряд и подарить Максу гонку прямо сейчас – есть опасность безнадежно отстать к более благоприятному отрезку на Ближнем Востоке. Надежды на реванш исключительно в финальных заездах по неизвестным трекам в Катаре и Саудовской Аравии и чисто рельсовой «Яс-Марине» (где «Ред Булл» в прошлом году тоже победил, кстати говоря) просто не подойдут настолько равному сезону – у «Мерседеса» нет нужного запаса прочности и скорости.

К тому же, большую роль играет и психология: обычно именно давление со стороны вынуждает любую команду ошибаться. И если немцы самоустранятся (фактически до конца ноября) – «Ред Булл» получит долгожданную передышку и теоретически может перехватить инициативу. Потому «Мерседес» и действует в парадигме «сохранения напора любой ценой»

Но у «Мерседеса» же лучшие моторы в «Ф-1»? Откуда вообще перерасход и штрафы?

Хэмилтон (и еще Росберг в 2016-м) действительно царил последние 6 лет во многом благодаря самым мощным, эффективным и продуманным силовым установкам. Преимущество в лошадиных силах и разгонной динамике позволяло инженерам собирать любой желаемый аэродинамический баланс и затачивать болид под пожелания лидера. Конкурентам оставалось только ломать карандаши и компьютеры в инженерных отделах при судорожных попытках совершить технический прорыв.

Но в 2021-м расклад сил поменялся: теперь самый мощный мотор – у «Хонды», а «Мерседес» – №2 по всем замерам.

Лучший мотор «Ф-1» вобрал технологии от мотоциклов и самолетов. Мощнее «Мерседеса» на 15 л.с., а «Феррари» – на 30 л.с.

Более того, немецкая техника уже не самая выносливая – по крайней мере, ресурса трех комплектов не хватает на весь сезон. Первый мотор Хэмилтона откатал шесть полных уик-эндов и сдался в практике Гран-при Нидерландов из-за отказа масляного насоса – пробег составил 5 000 км. Без дополнительной силовой установки к финалу сезона два других агрегата Льюиса (при условии равного распределения нагрузки) достигнут отметки 4 000 км каждый – и с такими показателями риск отказа расценивается инженерами «Мерседеса» как очень высокий, особенно в условиях плотной борьбы за лидерство. №44 явно не сможет использовать моторы в консервативных режимах пониженной мощности – судя по всему, из них придется выжимать абсолютно все. А тогда для баланса нагрузок пришлось бы сокращать накат в практиках и квалификационный темп.

«Я пытаюсь заботиться о двигателях с максимальной осторожностью, – объяснял Хэмилтон перед Гран-при Турции. – Реально стараюсь уменьшить количество кругов. Я уже потерял один мотор, и у других «Мерседесов» в паддоке проблемы».

Льюис прав: Боттас в России получил уже пятую установку, Николас Латифи из «Уильямса» – четвертую, у Себастьяна Феттеля из «Астон Мартин» буквально месяц назад на Гран-при Нидерландов тоже отказывал мотор. В Сочи возникли проблемы и у «Макларенов»: на оба оранжевых болида поставили старые двигатели из-за тревожных сигналов с более новых агрегатов. Все клиенты «Мерседеса» (кроме Латифи) еще ждет как минимум одна смена силовых установок.

«Мы думаем, нынешняя ситуация [с «Мерседесом»] сложилась больше из-за необходимости, а не по стратегическим соображениям, – подтвердил и босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Некоторые проблемы возникают и у их клиентских команд».

«Раньше у «Мерседеса» были легкие времена: в гонках они атаковали на первых кругах, а затем просто сбавляли обороты и поддерживали отрыв, – еще жестче и прямее пояснил советник «Ред Булл» Гельмут Марко для AMuS. – Теперь это невозможно. Приходится постоянно раскручивать мотор в агрессивном режиме. Здесь и кроется корень всех проблем».

Если боссы «Ред Булл» правы – «Мерседес» может и не дотянуть до финиша сезона без новых внеплановых замен, пусть и менее «ценных» агрегатов. Вся борьба за титул еще впереди.

«Мерседес» искал у Ферстаппена слишком прокачанный мотор – теперь «Хонда» призналась. Обхитрила правила, но Макс все равно медленнее на прямых

«Ф-1» готовит новые моторы: ради «Порше» и «Ауди» уберет главную фишку современных двигателей и радикально снизит стоимость

«Мерседес» полгода гоняет в «Ф-1» со странными буграми на корпусе. Это последствия новации мотора: они повышают мощность

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates; REUTERS/Umit Bektas; hackaday.com

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector