«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Кузнецов – о Рафаэле Арутюняне.

Кроме Этери Тутберидзе в фигурном катании есть еще один супертренер, говорящий по-русски. Скорее всего, вы знаете его по резким высказываниям в адрес наших спортсменов, победам Нэтана Чена и восторженным воспоминаниям Татьяны Тарасовой.

На его тренировочной форме нашит американский флаг. 

Эта история – о том, почему лучший тренер одиночников последних 18 лет не служит России. Рафаэль Арутюнян – возможно, главный провал чинов нашей фигурки.  

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

***

Коротко о том, как Арутюнян пришел в спорт: «В Союзе по ТВ крутили только две вещи: заседания ЦК КПСС и фигурное катание. Поэтому моя мама отдала меня в фигурное катание». 

В детстве он вдохновлялся Ириной Родниной и к 7 годам постоянно задерживался на катке в Тбилиси. Быстро понял: успехов как фигурист не достигнет – родной город не оставлял возможности тренироваться на топ-уровне. В 1976-м Арутюнян двинул в Ереван, чтобы превратиться в тренера-тинейджера (19 лет). В 1981-м его ученик Саак Мхитарян выиграл чемпионат СССР среди юниоров. 

«Это был шок для всех, – рассказывал Арутюнян OZY. – Эта маленькая республика никогда не имела успехов в фигурном катании». 

Вскоре Мхитарян занял 6-е место на юниорском ЧМ. Арутюняну было 23, когда на него обратили внимание в Москве и пригласили в учебный лагерь для тренеров. Он переехал с женой, которая тоже обучала фигуристов: они вместе проводили занятия в «Сокольниках».

Годы спустя Арутюнян посвящал учеников в детали того периода. Мэрайя Белл рассказывала: «Он объяснял мне, что в то время тренерам не платили до тех пор, пока их ученики не завоевывали медали. Поэтому была жуткая конкуренция. Думаю, его бешеный конкурентный драйв пошел оттуда». 

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Впрочем, драйв, о котором говорит американка с кукольной внешностью и некукольным характером, был бессилен против советского антидрайва в виде непробиваемых персонажей как из «Легенды-17»: «УЖЕ НЕ В СУХУЮ!»

На старте карьеры в Москве Арутюнян познакомился с Татьяной Тарасовой и попал в ее штаб. Он проработал в России ровно 20 лет – с 1981-го по 2001-й, но не добился особых успехов.

Союз рухнул под «Перемен, мы ждем перемен!», но принципы остались нерушимы. Нина Мозер, известный тренер пар, как-то выдала, возможно, самое откровенное интервью в истории русской фигурки о том времени. Она признавалась:

«Мы с Рафиком работали в СССР в 80-е с юниорами. У Писеева (тогда – президента Федерации, сейчас – почетного президента – Sports.ru) была когорта тренеров, входивших в состав сборной, и ты туда попасть не мог. Три основных качества Писеева – неумение разговаривать с людьми, жадность и хамство. Так вот, большая часть людей, работавших тогда в СССР, реализовалась на Западе.

Из того поколения только я дошла до какой-то вершины у нас в стране. Остальным не хватило не характера, а возможности. В то время у Писеева был фаворит, так он, этот специалист, другому человеку как-то сказал о нашем поколении: «Да вы чернорабочие, а мы элита!» Не буду произносить имя этого фаворита, потому что он ублюдок… И еще, знаете, сколько хороших наших специалистов там, за океаном, которые не смогли жить с Валентином Николаевичем и уехали! Кто остался, тот так и встречал пенсию, работая с юниорами».

Нина Мозер: «Даже когда нападал бандит, я не боялась»

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Арутюнян уехал в 2001-м. Он вспоминал в интервью OZY, как впервые увидел Америку в 2000-м: «Это был другой мир». 

***

Рафик прибыл в Калифорнию по приглашению Кэрол Пробст, известной по ледовому шоу Ice Follies, которое гастролировало по миру с 1936-го, но особенно популярно было в 80-е – тогда его даже перекупил Disney.

Кэрол не была в традиционном смысле фигуристкой – он была шоу-леди. Представьте: как Аделина Сотникова, только без незначительного отрезка карьеры, которая закончилась «Мерседесом» за победу в Сочи. Карьера Кэрол целиком состоялась в ледовом шоу: в Ice Follies она начала в 1952-м, еще тинейджером, и выступала там 10 лет.

В 1981-м Кэрол и ее муж Уолтер планировали построить домик на Лейк Эрроухед, в живописных горах Калифорнии. Уолтер предложил добавить к дому каток. Власти округа Сан-Бернандино не выдали разрешение на строительство катка, но пара уже заболела мечтой.

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Кэрол Пробст, февраль 1998

Они арендовали землю в соседнем округе Блю Джэй и возвели там арену Ice Castle – вместо одноименного древнего катка, на котором Кэрол каталась еще ребенком. Ice Castle стала настолько успешной и популярной, что в 1988-м пара приобрела недвижимость в миле от Лейк Эрроухед и отгрохала Ice Castle International Training Center – для профессиональных фигуристов. В центре уместились тренажерный зал, общежитие и открытый амфитеатр. В тот момент это был единственный частный центр фигурного катания в США. 

О Кэрол в 1997-м в Los Angeles Times писали: «Она делает мечты фигуристов реальностью». В конце 90-х на каток приезжали топ-тренеры и будущие звезды. Например, там выросла Мишель Кван. В центре Кэрол и Уолтера работал Карло Фасси, известный тренер олимпийских чемпионок Пэгги Флеминг и Дороти Хэмилл. Там работал и Фрэнк Кэролл, уже на тот момент звезда – он работал вместе с Ириной Родниной и тренировал Линду Фратиани. 

Занятия стоили около 50 000 долларов в год. Чтобы помочь спортсменам с неподъемной суммой, Уолтер Пробст (уже разбогатевший на медном бизнесе) основал фонд, который привлек для учеников Ice Castle более 2 млн долларов. 

Арутюняна взяли в Ice Castle в 2001-м. Среди прочих к нему обратилась… Мишель Кван. С уймой проблем. 

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

«Она сначала пришла за чисто технической помощью – у нее тогда разладились все прыжки, да и общее состояние. А проработали мы в общей сложности два года. Помню, мне позвонил из Детройта Олег Эпштейн и спросил: «Рафик, ты что, правда на тренировках кричишь на Мишель? У нас весь город уже об этом говорит». Я тогда действительно работал с Кван достаточно жестко. Но она – потрясающий профессионал. И в работе, и в отношении к себе.

Однажды она появилась на тренировке за 15 минут до начала. Я сделал замечание: мол, разминаться перед катанием следовало бы получше. Мишель посмотрела на меня и говорит: «Ты думаешь, я дома чай пила?» У нее, оказывается, дома был зал, и Кван тщательно готовила себя к каждому занятию. Разминалась, растягивалась. Просто ко мне Мишель пришла уже серьезно травмированная, и кроить программы приходилось из того, что было. Но даже при этом случались тренировки, когда из-за боли она ничего не могла делать – только молча ездила по кругу», – рассказывал Рафаэль.

Бронза Олимпиады в 2002-м, два золота ЧМ – то, чего Кван добилась вместе с Арутюняном. Кроме нее – Джеффри Баттл, Саша Коэн, Эван Лайсачек, Мао Асада, Эшли Вагнер, Адам Риппон, Михал Бржезина – они (и не только) работали с Рафой после его отъезда в Калифорнию. Практически все прогрессировали:

• Риппон в 27 прыгнул первый чистый квад в жизни и попал в топ-10 на Играх, хотя приходил к Арутюняну даже без тройного акселя;

• вечный неудачник Михал Бржезина в 28 реанимировал карьеру и заехал в Финал Гран-при;

• Эшли Вагнер взяла единственную в карьере медаль ЧМ в 24.

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

***

Нэтан Чен – отдельная история. Парень, впервые в истории сделавший 6 квадов в одной программе. Вероятно, самый нетипичный фигурист Арутюняна – он пришел к нему в 11 лет. 

Скорее всего, спортсмены Рафика ассоциируются у вас с фигурной эстетикой: что произвольная программа Адама Риппона сезона-2016/17 под Coldplay, что фантастический Бржезина и AC/DC, что Эшли и Hip Hip Chin Chin – в первую очередь яркие перфомансы, уже потом – спорт.

К первому появлению среди взрослых Нэтан Чен был просто парнем, который ездит по площадке и штампует квады. Что, впрочем, не мешало ему каждым прокатом намекать Коляде и Ковтуну, что пора бы им снимать коньки и записывать рэп-альбомы. Пока гении советских традиций пытались доказать, что они сильнее Плющенко и набрать хотя бы 190 за произвольную (зачастую и 160 были проблемой), Нэтан срубал 216+. 

Но кроме возросших цифр и оборотов, за последние 2 года с Ченом случилось нечто магическое. Если вы видели его программу под Элтона Джона этого сезона – то наверняка задавались вопросом «Как вы это сделали?». 

Все фигурные твиттер-аккаунты шэрят дорожку Нэтана из «Рокетмена» не только потому, что она поджигает лед сама по себе. Здесь концентрация на субъекте – ее исполняет вчерашний мистер «разбег-прыжок». Преображение Чена по катанию – одна из самых грандиозных вещей, которая произошла в мужской фигурке после Пхенчхана. 

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Причина – его тренер. Арутюнян – не про то, как выжать лучшее из возможного. Он – про то, как бросить вызов самой истории. 

«Я никогда не считал Юдзуру Ханю непобедимым», – известные слова Рафы после второй победы Нэтана на ЧМ. Ирония в том, что Чен обыграл Ханю на его территории – в Сайтаме!

После того чемпионата Рафа долго насмехался над фетишами Японии, которая превратилась в страну плюшевых медвежат. 

«Юдзуру выиграл в Сайтаме все тренировки без исключения, на мой взгляд, – усмехался Арутюнян. – Единственное, что я сказал Нэтану: «Don’t follow it» – не вздумай делать то же самое. Очень многие попадаются в эту ловушку. Но неужели вы думаете, что чье-то бряцание мышцами на борцовском ковре в свое время убило бы Александра Карелина? Смешно даже предполагать такое.

Именно поэтому я так скептически наблюдал за тем, как убирают со льда игрушки после произвольного проката Ханю. В Японии это уже стало психическим оружием, которое на кого-то ведь действует».

Нэтан Чен – умнейший чемпион: тренируется по скайпу и учится в Йельском университете

***

Арутюнян вообще большой любитель возмущать умы. 

«Мы не знаем, что будет с юными квадистками в 40 лет – может им понадобятся новые бедра?» – о буме четверных в группе Этери Тутберидзе. 

«Меня удивляют баллы россиян после соревнований – они делают такие же элементы, по части компонентов, как другие фигуристки, но получают намного выше: не понимаю, почему мы это не обсуждаем», – о двух победах Медведевой на ЧМ. 

«Если человек – дурак, нет разницы, маленький он или взрослый», – о том, почему классно, что Чен совмещает фигурное катание с Йелем и как приятно работать с образованными людьми. 

В интервью RT Мэрайя Белл поведала, как ее шокировала прямота Арутюняна: «В первые два года он уделял мне много внимания, а в этом году сказал: «Ты уже взрослая. Я больше не буду держать тебя за руку. Я дал тебе весь инструментарий, и тебе решать, применять его в работе или нет».

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Сказал, что у меня слишком много страхов и что он не может повторять мне одно и то же. Я очень уважаю Рафаэля за прямоту: он дал мне понять, что я могу контролировать то, что делаю. Это помогло мне найти более зрелый подход. У него мало подопечных с фиксированным расписанием тренировок. Но я по-прежнему провожу с ним много времени. На тренировке он уделяет каждому фигуристу по 5-10 минут, но всегда наблюдает за всеми. Каждый раз он говорит мне: «Я вижу все, что ты делаешь».

Свобода, которую Арутюнян дает фигуристам – полная противоположность идее советской тренерской школы. Помнится, Тарасова объяснила провал Коляды на Олимпиаде-2018 чуть ли не тем, что с ним никто не занимается. 

***

Вы наверняка размышляете, почему у нас до сих пор нет одиночника сильнее Плющенко.

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Ответ в биографии человека, который сидит рядом с Нэтаном Ченом в Kiss and Cry в американской куртке.

Как так вышло?

Нина Мозер рассказала о личной беседе с Арутюняном о поколенческом: «Он сказал мне интересную вещь: «Нин, ты даже не понимаешь, почему мы не могли пробиться…» А потом добавил: «Да потому что стукачи все были».

Люди, создавшие систему кумов и фаворитов в 80-х, до сих пор принимают ключевые решения. В прошлом году Валентин Писеев дал понять: на ЧМ нужно отправлять Медведеву – несколько дней спустя тренерский совет проголосовал как надо.

Вы наверняка размышляете, почему порой в русской фигурке так стыдно за всех, кроме Тутберидзе. 

До ее эпохи в России около 8 лет не было девушек, регулярно претендующих хотя бы на топ-5 ЧМ. Вспомните, кого воспитали те, кто сейчас нападает на Этери в каждом втором интервью.

Да и сама Этери, когда только приехала в Москву из США, сталкивалась с регулярными отказами и начинала с тренировок на окраинном московском катке, где ей выделяли лишь полтора часа в день. То, что сегодня система пытается выставить как собственную стратегическую победу, на самом деле случайность. 

Возможно, Тутберидзе так и тренировала бы по 1,5 часа в день – до сих пор. Но у нее случилась Липницкая на очень-очень важной Олимпиаде. А потом… Вы знаете, кто встал потом на переполненном стадионе в Сочи и сказал Юле: «Это было очень красиво!».  

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Но к скольким молодым тренерам, которые могли бы сидеть в Kiss and Cry рядом с человеком с российским флагом, так и не пришла Липницкая? Скольких из них мы так никогда и не узнаем, потому что они до сих пор, вероятно, работают с юниорами? Сколько из них ушли из профессии?

Кто с детства тренировал Загитову, Косторную, Трусову, Щербакову? Почему мы узнаем об этих людях лишь из интервью девчонок и через минуту забываем – потому что они больше никогда и нигде не всплывут? Если только очень далеко отсюда. Но они уже будут не совсем наши. 

Как попадают в группу Тутберидзе: Липницкая прошла кастинг, Трусова и Косторная – стажировку, а еще есть набор в инстаграме

«Мы привнесли свою культуру, на которой очень многое держится. И когда сегодня ты приезжаешь на чемпионат Америки, ты слышишь там русскую речь, там половина тренеров русские», – как-то сказал Арутюнян о людях с постсоветского пространства, которые уехали работать в США. 

Каждая победа этих людей – наше поражение. 

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия 

В 2013-м центр Ice Castle, неподалеку от Лейк Эрроухед закрылся. Рафаэль Арутюнян проработал там 12 лет, а потом ушел на каток к Мишель Кван. Сразу после ухода Рафаэля владелец посчитал центр нерентабельным. На днях в Финале Гран-при его команда попробует еще раз обыграть Юдзуру Ханю. 

Когда читаешь эту почти что голливудскую историю, написанную жизнью, испытываешь двойственные чувства.

Есть те, кого так и не позвали в Калифорнию.

Те, к кому так и не пришла Липницкая.

Множество талантливых людей, которые не выбрались.

О них бы сняли фильм, если бы их кто-то знал. 

Возможно, кто-то из них через много лет расскажет в каком-то интервью: «В России по ТВ крутили только две вещи…».

Телеграм-канал Кузнецова, который никуда не переезжал

Расписание трансляций Финала Гран-при-2019 по фигурному катанию

Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Jamie Squire; РИА Новости/Александр Вильф; ebay.com; globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO, Yohei Osada/AFLO, t03/ZUMAPRESS.com, Liu Zai/ZUMAPRESS.com, Stejskal Ivo/CTK, Kenjiro Matsuo/AFLO, Wang Lili/ZUMAPRESS.com

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector