Крупнейшие спонсоры современной «Ф-1»: вложили в гонки $4 миллиарда, половина досталась двум командам
Cпасибо им за бюджеты в $400 млн.
В «Формуле-1» сейчас решается судьба всех будущих сезонов: целый апрель напролет команды усиленно спорят насчет снижения потолка бюджетов с 2021-го.
Изначальные ограничения в $175 миллионов с большим количеством исключений приняли в июне прошлого года – и из-за разгорающегося коронакризиса они больше не актуальны: в паддоке сложился полный консенсус насчет необходимости уменьшать лимиты. Промежуточный потолок завис на сумме в 145 миллионов долларов – топы считают ее достаточной, но аутсайдеры и середняки требуют урезания расходов до 100 миллионов.
«Феррари» не согласна тратить меньше $400 млн на гонки. Оттянет зрителей в другие серии, если «Ф-1» урежет бюджеты
Пандемия спасла будущее «Ф-1»: расходам свыше $400 млн – конец, впереди – невиданная конкуренция
Сейчас же команды тратят намного, намного больше: бюджеты «Феррари» и «Мерседеса» в 2019-м превысили 400 миллионов долларов (у Скудерии – даже 430 млн), а 2020-й вообще грозил стать самым дорогим сезоном в истории из-за необходимости разрабатывать машины под новый регламент. Естественно, так дальше продолжаться не может: остальные команды с бюджетами в 150-200 миллионов теряют любые шансы на позиции за пределами топ-5 и превращаются в серую массовку – пенопласт для заполнения стартовой решетки.
Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто
Но откуда самые богатые команды берут такие деньги? 180-205 миллионов – призовые от «Формулы-1» для двух лидеров из Кубка конструкторов, а остальные средства предоставляют спонсоры, технологические партнеры и акционеры через капитальные инвестиции. Также среди доходов попадаются и поступления из связанных с пилотами источников.
В итоге самые рьяные, верные и щедрые компании спускают на гонки сотни миллионов долларов. А здесь представлена десятка крупнейших партнеров команд за последнее десятилетие – именно их деньги и позволили поддерживать бюджеты на запредельных уровнях.
Топ-10 крупнейших спонсоров «Ф-1» в 2010-х
Claro/Telcel/Telmex – Серхио Перес и Эстебан Гутьеррес, $218 миллионов
Все трое – мексиканские мобильные операторы, входят в структуру América Móvil с выручкой в 53 миллиарда долларов в год и единым владельцем – Карлосом Слимом. Латиноамериканский магнат уже давно взял на себя роль поддерживающей колонны для национального автоспорта, и благодарить за это мексиканцы должны именно Серхио Переса: отец Чеко давно работал на Карлоса, будущий пилот «Ф-1» знал миллиардера с детства, и именно гоночные успехи парня привлекли Слима в спонсорство четырехколесного спорта.
Карлос поддерживал Переса в процессе всего пути из молодежного спорта в «Ф-1»: его деньги получила и «Феррари» (когда Чеко числился в ее молодежной академии), и «Заубер» (Серихо гонялся там два сезона), и «Макларен», и «Форс-Индия».
Но América Móvil взяла на себя продвижение и еще одного пилота: символы Telcel сопровождали и карьеру Эстебана Гутьерреса в «Заубере». Также чемпион GP3 ходил в комбинезоне с айдентикой национального оператора и во время выступлений за «Хаас», но на машину логотипы почему-то не попали (вероятно, инвестиции оказались недостаточно внушительными).
Mobil 1/ExxonMobil – «Макларен» и «Ред Булл», $237 миллионов
Партнерство с самой титулованной английской командой широко освещалось в СМИ, а на деньги на активацию альянса в медиа даже нарисовали культовый среди фанатов «Формулы-1» мульт Tooned.
Однако после воссоединения «Макларена» с «Хондой» организация пропала из постоянной борьбы за подиумы или топ-5, и заметность партнерства заметно снизилась. В итоге в 2017-м компания перешла к работе с «Ред Булл».
Vodafone – «Макларен», $299 миллионов
Именно с британским мобильным оператором прежде всего ассоциировали серебристо-красную раскраску болида – она стала блестящим примером сохранения и преумножения дизайнерских традиций, запущенных альянсом с West и «Мерседесом». Однако в 2013-м из команды ушел Льюис Хэмилтон, результаты просели (0 подиумов!) – и спонсор Vodafone решил завершить сотрудничество. После этого «Макларен» гонял в серебряном лишь только еще один сезон – до конца контракта с «Мерседесом».
Rolex – Вся «Формула-1», $327 миллионов
Бренд роскошных часов неразрывно связан с оформлением Гран-при в последнее десятилетие: сигнал к старту заездов дают по официальному хронографу, сделанному как раз инженерами Rolex. Огромные циферблаты висят на выезде из пит-лейн и над светофорами на финишной прямой – их показывают во всех гонках хотя бы по разу-другому.
Также много айдентики бренда и на рекламных щитах, растяжках и мерче вместе с главным и самым дорогим местом в «Ф-1» – подиумной стеной, перед которой награждают победителей Гран-при. Именно поэтому швейцарская фирма и платит такие огромные деньжищи – больше, чем любой другой из девяти часовых брендов, присутствующих в «Ф-1».
А еще – за права титульного спонсора сразу на трех Гран-при: Австралии, Великобритании и Венгрии.
Infiniti – «Ред Булл» и «Рено», $345 миллионов
Данный авто премиум-класса принадлежит концерну «Ниссан-Рено» . Когда французско-японский альянс поставлял моторы лучшей команде начала 2010-х, то огромная шильда марки на болиде была частью сделки по заводской поддержке «Ред Булл».
Все изменилось в конце 2015-го: просевшее качество и мощность французской продукции перестала устраивать вчерашних четырехкратных чемпионов, и в отношениях между компаниями произошел раскол. В итоге в 2016-м моторы «Рено» на болидах «Ред Булл» забрендировали под Tag Heuer, а концерн из Булони выкупил «Лотус» и перенес рекламу Infiniti на борта собственных болидов, лишив конкурентов части спонсорских выплат. Австрийцам пришлось год искать новый похожий контракт.
Pirelli – вся «Формула-1» и титульное спонсорство отдельных Гран-при, $381 миллион (без затрат на производство и поставку шинной продукции)
Да, присутствие итальянской компании не ограничивается одними лишь покрышками на болидах: программа спонсорства намного шире. Pirelli платит «Формуле-1» за право монопольно производить шины для Гран-при и брендирует множество активностей на треке и за его пределами: к примеру, Pirelli Hot Laps – покатушки на суперкарах с профессиональными пилотами по трассам «Ф-1», Pirelli Pole Position – приз победителю квалификации и обладателю наибольшего количества поулов…
Вдобавок итальянцы напрямую спонсируют сразу три Гран-при: Испании, Франции и США. Мощное портфолио.
Shell – «Феррари», $412 миллионов
Семья Феррари работает с британо-нидерландскими нефтепереработчиками аж с 1924 года – тогда компания вложилась в спонсорскую поддержку Энцо сразу после его победы в локальной гонке Coppa Acerbo и переходе в «Альфа Ромео». Конечно, в альянсе случались длительные перерывы (к примеру, Скудерия несколько раз уходила к итальянским нефтяникам из Agip), но все разрывы в итоге заканчивались воссоединениями.
Более того, их совместная работа нередко заканчивалась настоящими рекламными шедеврами. Например, вот этими поездками легендарных болидов из Маранелло по улицам главных городов мира.
Нынешнее партнерство успешно стартовало еще в 1996-м одновременно с переходом в «Феррари» Михаэля Шумахера – и с тех пор Shell не только поставляет команде из Маранелло топливо и смазочные материалы, но и спонсирует на огромную ежегодную сумму.
Santander – Фернандо Алонсо, $514 миллионов
Испанский банк, благодаря которому состоялось пришествие Фернандо Алонсо в «Феррари»: финансовая организация просто выкупила контракт Кими Райкконена, взяла на себя гонорар соотечественника и еще добавила внушительный ежегодный платеж.
До переноса контракта в «Феррари» Santander поддерживал Алонсо в «Макларене» — с англичанами осталось лишь британское подразделение банка, имевшее контракт лично с Дженсоном Баттоном. На болиде символика отсутствовала, зато чемпион 2009-го носил лого спонсора на гоночном комбинезоне.
Отношения с английской командой закончились в 2016-м после объявления о завершении карьеры Баттона.
С «Феррари» же вышла более занятная история: Алонсо покинул итальянцев в конце 2014-го ради возвращения в «Макларен», но Santander за ним уже не последовал: банк связали сроки и стоимость сделки со Скудерией. Банку пришлось еще три года подряд оплачивать Гран-при для Кими Райкконена и Себастьяна Феттеля – впрочем, с тем же результатом, что и при поддержке Алонсо.
Контракт Santander с «Феррари» истек в конце 2017-го, но отвратительные результаты «Макларена» не вдохновили испанцев на продолжение авантюры в «Ф-1». Глядя на потраченную сумму – их легко можно понять.
Philip Morris – «Феррари», $625 миллионов
Крупнейшая табачная мегакорпорация мира и владелец десятков брендов вроде Marlboro сотрудничает со Скудерией уже очень, очень давно – с 1984 года. Тогда на боку болида из Маранелло впервые появился тот самый легендарный логотип – который рос с каждым сезоном, пока не сожрал в итоге половину кожуха моторного отсека и все антикрыло.
А с 1997-го цвет пачки Marlboro даже перекочевал на машину в виде официальной раскраски!
Реклама сигарет запрещена в любом виде уже десяток лет, но «Феррари» и Philip Morris это не останавливает.
«Феррари» рекламирует сигареты. Несмотря на официальный запрет
Швейцарские табачники платят Скудерии по 60 миллионов в год даже без явных брендовых логотипов. Настоящая верность и спонсорство!
Petronas – «Мерседес», $735 миллионов
Малайзийскую нефтяную компанию смело можно назвать одним из самых прозорливых спонсоров: в 2010-м они подписали контракт с «Мерседесом» как со середняком, заполучившем в обойму Михаэля Шумахера – но результатов не было долгих четыре года. Не каждый партнер выдерживает настолько длительный срок, однако Petronas устоял – и с тех пор мелькает в трансляциях в привязках к бесконечным титулам до умопомрачения часто.
Естественно, теперь подобная привилегия стоит намного дороже – а ведь помимо спонсорских отчислений, малайцы поставляют «Мерседесу» еще и топливо со маслами. Однако трудно представить более рациональное место для инвестиций, чем самые заметные места на бортах шестикратных чемпионов мира.
Помимо работы с немецкими доминаторами, Petronas еще и вложил миллионы в титульное спонсорство Гран-при Малайзии – правда, после заезда в 2017-м местный автодром покинул календарь чемпионата мира.
Главные бенефициары – «Мерседес», «Феррари» и «Макларен»
В сумме объем спонсорских выплат этой десятке на счета команд и «Формулы-1» составил могучие 4094 миллиона долларов (4,094 миллиарда!).
Кто же заработал больше всех?
Самый богатый партнер, очевидно, достался «Мерседесу», но у других команд суммарное портфолио выглядит даже более внушительно. К примеру, если сложить примерные выплаты спонсоров в адрес «Феррари» – выйдет сумма около 1,4 миллиарда долларов! Теперь понятно, почему Скудерия позволяет себе бюджеты в 430-450 миллионов каждый год и не желает идти по пути радикального сокращения.
Спонсоры «Макларена» Vodafone и Mobil 1 суммарно дали команде 536 миллионов. Вместе с банком Santander и деньгами от мексиканской телекоммуникационной структуры общие поступления в адрес самой титулованной английской организации точно составили около 700 миллионов долларов. Правда, с падениями результатов и переходом на «Хонду» шик явно закончился – теперь команда оперирует бюджетами не более 250 миллионов в год, и даже титульные спонсоры вряд ли догонят старых партнеров по суммам выплат.
«Ред Булл», как ни странно, остановился на сумме около 400 миллионов и засветился только с двумя партнерами – хотя уже несколько лет сотрудничает с «Астон Мартин», AT&T и Tag Heuer. Похоже, при отсутствии возможности заключать сделки титульного партнерства и рисовать символы на машинах огромными буквами стоимость контрактов серьезно проседает.
Также главными поставщиками денег в команды по результатам 2010-х можно смело назвать Фернандо Алонсо и Серхио Переса. Испанец сильно помог «Феррари» и «Макларену» с привлечением испанского же банка Santander, а мексиканец (вместе с соотечественником Эстебаном Гутьерресом) по сути оказался самым богатым рентой среди середняков – настолько сильна и беззаветна поддержка национальных гонщиков. Пастор Мальдонадо и венесуэльская нефтяная госкомпания PDVSA не добралась до десятки даже при платежах в адрес «Уильямса» в 40 миллионов долларов за сезон (судя по всему, в сумме латиноамериканцы не успели потратить больше $200 миллионов).
Какие же из этих компаний все еще в игре и спонсируют самый дорогой вид спорта на Земле? Petronas – по-прежнему верный партнер и поставщик топлива для чемпионского «Мерседеса». Philip Morris больше не продвигает Marlboro через «Феррари», но воюет с европейскими, австралийскими и американскими юрисдикциями насчет рекламы их инициативы Mission Winnow – контракт с командой продлен до конца 2021-го.
«Формулу-1» захватывают странные спонсоры. Две рекламы временно запретили
Shell также продолжает работу со Скудерией вместе с поставками топлива – даже берет на себя ответственность за спорную прибавку в мощности алых моторов с 2017 года. Контракты «Формулы-1» с Pirelli и Rolex тоже действуют еще несколько лет – причем появление в портфолио спонсоров серии крупнейшей компании мира Saudi Aramco явно поспособствует росту стоимости следующих соглашений (если, конечно, коронакризис закончится относительно безболезненно). В деле и Infiniti: гигантское лого марки снова получило самое вкусное место на моторном кожухе новой «Рено». Мексиканцы из Claro не бросили Переса даже после продажи «Рейсинг Пойнт» канадскому миллиардеру Лоренсу Строллу.
Большие траты на автоспорт продолжаются.
Первый российский пилот в больших автогонках – рентач и брат босса «Лукойла». На его карьеру ушло $6 млн, итог – 0 очков
Рынок пилотов «Ф-1» скоро взорвется: для «Феррари» нашелся идеальный кандидат, а у Квята – шанс на трансфер в «Рено»
Источник: GPFANS/Formula Money
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, nph / Bratic via www.imago-image, Robert Szaniszlo/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Glenn Dunbar via www.imago-image/www.imago-images.de, Jan Woitas/dpa, Jose Breton/ZUMAPRESS.com, Panoramic/Keystone Press Agency
Источник: www.sports.ru