В Бразилии отказываются играть под 24-м номером. Все из-за лотереи, оленей и геев
Голкипер «Гремио» Бренно Коста – уникальный футболист в чемпионате Бразилии. Среди более 600 игроков он единственный, кто носит 24-й номер.
Очень странно, но легко объяснимо: в Бразилии эта цифра ассоциируется с геями.
Что?!
Все началось с лотереи Jogo do Bicho («Игра с животными») – азартной игры, которая запрещена в стране с 1946 года, но остается популярной до сих пор. В отличие от государственных лотерей, в Jogo do Bicho можно ставить любые суммы.
Принцип очень похож на понятные нам лотереи.
• На каждом билете числа от 0 до 99;
• Они разделены на 25 секторов по 4 числа в каждом. Каждому сектору соответствует какое-то животное;
• Можно ставить на конкретное число или животное-сектор.
Числу 24 соответствует олень – veado на португальском. А veado очень похоже на viado – оскорбительный вариант слова гей .
Поэтому футболисты избегают таких ассоциаций. В чемпионате Бразилии это получается легко: здесь нет ограничений по номерам. В Кубке Либертадорес начинаются проблемы: в заявку разрешено включать 30 игроков, номера должны идти от 1 до 30.
Кому-то из футболистов приходится брать 24-й. Клубы придумали выход: номер отдают третьему вратарю, которые почти не выходят на поле. Но иногда все же приходится.
Так случилось с Кассио (воспитанник «Гремио», поигравший в «ПСВ» и «Славии»). Он пришел в «Коринтианс» в январе 2012 года. В команде уже было два вратаря, поэтому Кассио получил номер 24.
Но бразилец вытеснил конкурентов из основы и почти без замен провел Кубок и чемпионат. После игры против «Португезы» он обменялся футболками с Дидой (тем самым), из-за чего нарвался на вопрос от журналиста:
– Вы поменялись с Дидой, потому что он легендарный вратарь? Или устали от номера 24?
– И то и другое. Но обещаю: скоро номер 24 изменится.
Так и вышло: вскоре Кассио вознаградили 12-м номером.
Бразилия – одна из самых опасных стран для геев
По данным Grupo Gay da Bahia, в 2017 году было совершенно 445 убийств на почве гомофобии. В январе 2019 года президентом Бразилии стал ультраправый консерватор Жаир Болсонару.
«Если вы хотите приехать сюда и заняться сексом с женщиной, пожалуйста. Но мы не можем позволить, чтобы наша страна ассоциировалась как рай для гей-туризма. Бразилия не будет страной гей-мира. У нас есть семьи», – сказал он в апреле.
В 2011 он выдал похожее заявление: «Предпочту, чтобы мой сын погиб после несчастного случая, чем стал геем».
Вот еще несколько случаев.
В 2013 году футболист «Коринтианса» Эмерсон опубликовал в своем Instagram фотографию, на которой он целовал друга. На следующее утро группа ультрас устроила забастовку на тренировочном поле команды.
«Мы не гомофобы, но если он хочет делать такие вещи, ему лучше переехать. Мы не принимаем гомосексуалистов», – сказал один из фанатов.
Спустя несколько месяцев игрок ушел в аренду в «Ботафого». Товарищи по команде признались, что именно из-за этого фото.
В 2007 году газета Agora сообщила, что футболист из клуба, базирующегося в Сан-Паулу, ведет переговоры с популярным бразильским телешоу Fantastico. Он хочет сделать публичный каминг-аут. Спортивный журналист Милтон Невес поинтересовался у спортивного директора «Палмейраса» Жозе Жуниора, не из его ли команды игрок. В ответ функционер предположил, что загадочным футболистом был Ришарлисон из «Сан-Паулу».
Дальше – еще страннее: футболист подал в суд за клевету, но судья закрыл дело.
«Если вы гей, вам лучше держаться подальше от футбольного поля. Те, кто смотрел чемпионат мира 1970 года и видел Пеле и Тостао, не примут гомоксесуалиста», – заявил судья.
В девяностые в Бразилии работали сразу три открытых гея-судьи. Правда, фанаты сразу дали им прозвища: Дэйзи, Бьянка и Бабочка.
Но в то же время кое-кто в бразильском футболе борется с гомофобией – например, клуб «Баия».
«Если никто из наших игроков не возьмет 24-й номер, то у меня нет сомнений: это из-за страха перед осуждением публики. Возможно, мы сможем убедить кого-то надеть его в следующем сезоне», – говорит президент клуба Гильерме Беллинтани.
В сентябре «Баия» начала кампанию против гомофобии: на домашней арене установили радужные угловые флажки.
Борется с оскорблениями и лига: в июне спортивный суд Бразилии постановил, что за оскорбительные кричалки на стадионах клубы могут получить штраф и даже снятие очков.
В конце августа судья впервые остановил игру из-за гомофобских оскорблений: фанаты «Васко да Гама» скандировали «Вы – клуб #########» (геев) в сторону «Сан-Паулу».
После этой игры все клубы в соцсетях опубликовали сообщение «Нет гомофобии».
Но Беллинтани считает, что воспитание фанатов – длительный процесс.
«Стадион – это не только точная раскладка проблем в обществе. Здесь есть еще одна проблема: на стадионе болельщики чувствуют себя свободно и думают, что могут творить что угодно.
Это выводит на новый уровень не только гомофобию, но и проблемы расизма и притеснений женщин. Футбольная атмосфера в Бразилии все еще очень маскулинная. Как здесь можно рассуждать о каминг-ауте футболистов?».
Фото: twitter.com/pequiacido; twitter.com/Gremio; twitter.com/Corinthians; twitter.com/ecbahia; instagram.com/10emerson10; REUTERS/Caetano Barreira
Источник: www.sports.ru