Умер один из героев Суперсерии-72: Александр Гусев забивал Канаде, дрался с чехами и вычеркнул себя из «Легенды №17»
Защитник, который не любил играть в обороне.
В среду, 22 июля, стало известно о смерти олимпийского чемпиона по хоккею, чемпиона мира и Европы Александра Гусева. Трагическую новость подтвердил официальный сайт ХК ЦСКА – в составе этого клуба защитник провел почти 10 сезонов. Подробностей произошедшего нет.
Гусев не останется в истории суперзвездой хоккея – уровня Третьяка, Якушева или тройки Харламова, но при этом его точно можно считать одним из героев советских времен. Он регулярно вызывался в сборную и, к примеру, на чемпионате мира мог выбить 7+7 – больше, чем Мальцев, Анисин и Шадрин.
Александр – участник четырех суперсерий: СССР – Канада в 1972-м и 1974-м, а также противостояний ЦСКА – клубы НХЛ в 1975-м и СССР – ВХА в 1977-м. В сборной он чаще всего играл с Валерием Васильевым, и эта пара считалась сильнейшей – поэтому они регулярно выходили на лед вместе с Михайловым, Петровым и Харламовым.
«Он был очень яркой фигурой в обороне, мы с ним играли не один год в одной пятерке. Владел первым пасом, завершающим броском, имел хорошее видение площадки, техничный, в меру жестковатый», – Борис Михайлов в интервью ТАСС дал в общем-то стандартную оценку для любого защитника – с той лишь разницей, что у Гусева действительно все это было.
Например, «жестковатость» успел на себе оценить Мариан Штястны: на одном из турниров чех полез на защитника – и получил не только ответку, но еще и контрольный удар. Гусева тогда отстранили от команды – спас министр обороны Андрей Гречко, поинтересовавшийся, куда пропал игрок из сборной.
Спустя годы Гусев признавался, что не очень любил играть в обороне – ему нравилось начинать атаки, подключаться, делать передачи или бросать – точно и сильно, как канадцам в первом московском матче Суперсерии-72.
Как и другие советские хоккеисты, игравшие в той серии с Канадой, Гусев получал предложения из НХЛ. Но конверт с контрактом, в котором было много нулей, разорвал на мелкие куски его отец и спустил в унитаз – в семье не хотели так рисковать.
Многие партнеры Гусева отмечают, что он всегда был немногословным, скромным и вообще «не пиарился». Более того – его героя даже нет в сборной СССР в фильме «Легенда №17» – защитник возмутился сценарием, по которому они с Харламовым «в Чебаркуле только за бабами увивались да водку пили». Александра Гусева убрали из фильма, вместо него поставили Александра Гуськова (один из основных второстепенных персонажей, друг Харламова по сценарию) – художественный прообраз игрока. Кстати, сам Гусев признавался, что близко не дружил с Харламовым, но они всегда были приятелями.
Из ЦСКА защитника в сезоне-1977/78 отцепил Тихонов: на тот момент Гусеву было только 30, у него было олимпийское золото Инсбрука, два золота ЧМ и 7 чемпионств с армейцами в Союзе. После этого он поиграл чуть больше сезона – и завершил карьеру, хотя остался при армии и при спорте одновременно: поступил в Военный институт физической культуры. В итоге дослужился до майора.
Правда, в 90-е никакие звания не имели значения. В отличие от многих хоккеистов Гусев пошел не таксовать, а работать руками.
«Я ж и в бригаде работал, мне незазорно рассказывать, – признавался он в интервью «Спорт-Экспрессу». – В 90-е халтурили с мужиками. Кому домик оббить, кому чего. Времена непростые. То реформа, то инфляция. Затем в реставрационной мастерской трудился. Отделывали купеческие здания. На Бауманской дореволюционный особняк реставрировали, театр «Шалом» на Таганке. Но я-то на грубых работах – что-нибудь сломать, ободрать, леса выставить. А потом ветеранское движение началось в хоккее. Поездка за поездкой».
В последние годы Гусев путешествовал вместе с командой «Легенды хоккея СССР» и выходил на ледовые тренировки даже в 73 года. Сам он искренне радовался такой возможности.
«Мы объездили всю Россию. Посмотрите, что на трибунах творится, – рассказывал он Allhockey.ru. – Сколько детей, сколько автографов, сколько мастер-классов проводим! Все проехали, от Владивостока до Калининграда. Катки начинают строить даже там, где их не было. Еще детей воспитываем: они смотрят на нас и видят, что есть такие ветераны, и как играют еще. Мы им что-то показываем, они потом сами на тренировках стараются. Вот такая у нас работа. Кроме того, мы бываем в таких местах, где и хоккеиста-то живого, может, никогда не видели. Только если по телевизору. А вот вживую посмотреть – для некоторых это счастье».
Дата и место проведения прощания с Александром Гусевым будет известно позднее.
Суперсерия-72. Оценки сборной СССР
Тарасов никогда не тренировал «Красную машину». Мифы советского хоккея
В 2002-м легенды советского хоккея пришли на «Поле чудес». Якушев выиграл суперприз – плиту, а потом Черномырдин подарил ему «Жигули»
Фото: vk.com/hccska; 74.ru; РИА Новости/Игорь Уткин, Юрий Сомов, Алексей Куденко
Источник: www.sports.ru