Падение Арцаха – кто виноват и что делать?

Падение Арцаха – кто виноват и что делать?

Военкор Юрий Котенок рассказал «Журналистской правде» о причинах поражения армии обороны Арцаха и сформулировал вызовы, с которыми предстоит столкнуться Армении после формального окончания очередного обострения в Карабахе.

 

«Одной из главных причин того, что произошло в Арцахе, на мой взгляд, является колоссальная недооценка противника армянской стороной. К сожалению, в армянском военно-политическом руководстве, в целом в армянском обществе преобладали стереотипы прошлой войны – войны тридцатилетней давности. Был крайне невысокий образ противника. Считалось, что азербайджанцы – не воины. Считалось, что они не способны вести серьезные наступательные или оборонительные боевые действия. Но то, что было характерно для той кампании, для нынешних боевых действий оказалось неприемлемым. Все изменилось кардинально.

 

Я разговаривал с ветеранами первой войны. Они нарисовали, может быть, примитивную картинку, но… Дело все в том, что война в 90-е годы в Карабахе выглядела как противостояние чабанов и колхозников. Колхозники – это карабахцы, в этом нет ничего уничижительного. Действительно, люди работали в колхозах. Они начали бороться за свои права, и все это вылилось в вооруженный конфликт. В той войне колхозники победили чабанов, потому что умели пользоваться гусеничной техникой. Они сумели оседлать бронетехнику, в том числе трофейную. А в Азербайджане был разлад государства, был кризис, экономика находилась в коллапсе, мотивации никакой. Ничто не сдерживало армянские силы от того, чтобы вплотную подойти к Баку.

 

Вторая причина, которая чрезвычайно расслабила Армению в этой войне, это как раз тот пояс безопасности, так называемое предполье, которое армяне захватили в семи районах Азербайджана в прошлую войну. К сожалению, это сыграло плохую шутку. Хотя, оценивая положение непризнанных республик еще 15 лет назад, все эксперты отмечали, что Нагорный Карабах находится, пожалуй, в самом выгодном положении. Это предполье создавало возможность для маневра как на поле боя, так и маневра дипломатического. Армянская сторона могла манипулировать и при переговорах, и при возобновлении боевых действий. К сожалению, это чрезвычайно расслабило армян. А начало масштабных боевых действий показало, что армянская сторона оказалась не готова к одновременным ударам по всем направлениям. Это послужило причиной обрушения фронта.

 

Констатируем и провал при планировании операции. Я не понимаю, чем занимался армянский генштаб, генералитет армии обороны Арцаха. Знаю, что достаточно большое количество высших офицеров имеют звание героев Арцаха. Но то, что совершенно бездарно проиграны были первые десять дней этой скоротечной 44-дневной войны, это очевидно. Потому что за этот период Азербайджан практически выбил все звено армии обороны Арцаха на тактическом уровне. Это прежде всего взводный и ротный уровень. И грубо говоря, ощущалась нехватка квалифицированных кадров.

 

Если посмотреть видео, хронику тех дней, можно увидеть, как контратакует армянская сторона. Хочу сказать, что был продемонстрирован вопиющий непрофессионализм. Бросалось в глаза отсутствие у личного состава армянских подразделений тактической подготовки. Атаковали чуть ли не цепями, как в 1941 году, попадая под массированный огонь. О том, как работать с флангами – укреплять их, растягивать, сосредотачивать – речи не было. Действия штурмовых групп – тоже на оценку «два». Даже азербайджанские военные, наученные турками, грамотно передвигались, укрывались за бронетехникой. У армян все это, к сожалению, отсутствовало. Крайне низкий уровень подготовки личного состава – это факт.

 

Ну, и наконец еще одна весомая причина поражения – это полная потеря контроля над воздушным пространством. Азербайджан захватил доминирование в воздухе и не расставался с ним до самого окончания боевых действий. Свидетельство тому – массированное применение беспилотной авиации, в том числе ударной – турецкого и израильского производства. Полное подавление сил и средств ПВО армянской стороны. Бросается в глаза даже какая-то вопиющая безалаберность армянского командования в плане маскировки, об этом тоже говорили эксперты. Не маскировали ни технику, ни свои позиции от слова совсем. Дошло до того, что азербайджанская сторона расстреливала людей как в тире – с беспилотников засекая маломальские скопления живой силы и техники противника и наводя туда и артиллерию, и барражирующие боеприпасы.

 

Я хочу сказать, что эта война также запомнилась активным применением азербайджанской стороной, прежде всего, израильских БПЛА-камикадзе типа Harpy. В таком применении сжатом, на отдельном участке, это тоже, может быть, впервые… И на самом деле армянская сторона оказалась к этому не готова. Это новая система оружия, и бороться с ним чрезвычайно трудно – даже средствами РЭБ. Думаю, это противостояние воздушных средств нападения и ПВО в ходе карабахской войны закончилось победой первых. Те страны, которые развивают противовоздушную оборону, будут решать проблему этой новой угрозы.

 

Как готовилась Армения к этой войне? Наверное, никак не готовилась? Кто дал команду на закупку нескольких десятков единиц зенитно-ракетных комплексов «Оса» у России за год до начала боевых действий? Эти ЗРК уже устарели во всех отношениях. Такое ощущение, что просто были попилены бюджеты.

 

Почему азербайджанцам сопутствовал успех? Безусловно, все операции планировали офицеры турецкого генштаба, имеющие опыт ведения боевых действий на территории Ирака, Сирии, Ливии. Этот опыт нельзя игнорировать – это действительно годами собираемая информация, учет ошибок. Азербайджанцы действовали строго по турецким лекалам, они прощупали всю оборону армии Арцаха. Попытались продвинуться на севере, что им минимально удалось, и на западе – потому что там цепь из узлов обороны и опорных пунктов армии обороны Арцаха. Она выдержала этот удар. По большому счету противнику не удалось существенно продвинуться на этих направлениях.

 

В результате ударов, активной разведки было выбрано уязвимое направление – юг. Это еще один вопрос к армянскому генштабу – как так получилось, что южное равнинное направление оказалось неприкрытым? Азербайджанцы в результате массированных артиллерийских ударов смяли линию обороны, и оказалось, что фронт поплыл. Но даже за это время у армянской стороны была возможность оперативно создать вторую линию обороны, грубо говоря, зарыться в землю, окопаться… развернуть артиллерию. Есть масса действий, которые прописаны в боевых уставах.

 

Нужно было принять решение. Такое решение принимается в штабах, на оперативном и стратегическом уровне, решение оформляется на карте, все прописывается, планируются контрнаступательные действия. Все это не было проведено. За эти две недели обрушения фронта азербайджанцы сумели перебросить по этим ущельям по направлению к Шуши даже бронетехнику. Армянами было проведено несколько контратак, которые оказались холостыми. При локальном успехе эти действия не были подкреплены. Подразделения не закрепились на новых завоеванных рубежах, а фактически отошли.

 

Могло бы исправить ситуацию применение партизанской тактики – активные действия в тылу противника групп с целью вывести из строя личный состав, поразить бронетехнику, перерезать коммуникации. То есть нарушить всю логистику азербайджано-турецкой группировки. Но опять же этого сделано не было. Мы видели, что общество успокаивали спикеры армянских вооруженных сил, которые говорили: надейтесь на нашу армию.

 

Нет претензий к тем бойцам, офицерам, которые находились на боевых порядках, умирали, истекали кровью, несли колоссальные потери, отстаивая рубежи. Но то, что касается управления на высшем уровне, не лезет ни в какие ворота. В итоге имеем что имеем.

 

Огромное количество вопросов вызывает взятие Шуши. В армянском обществе продолжаются баталии: как это произошло, как это вообще могли допустить? На самом деле для меня это огромнейший вопрос. Шуши находится на таком, отвесном участке местности, приспособлен к обороне… Получилось так, что азербайджанские подразделения зашли с разных сторон в этот населенный пункт, перерезав ключевую дорогу. Дорога жизни, фактически связывающая Карабах с большой Арменией, оказалась перерезана.

 

…Еще находясь в госпитале, я обращал внимание и в своих соцсетях, и в многочисленных комментариях армянским СМИ, что наступает момент истины, что необходимо вводить дополнительную помощь со стороны Армении – например, в виде несколько батальонных тактических групп. Цель конкретная, ясная – расширить и обезопасить Лачинский коридор. Оседлать ключевые высоты, выбив оттуда противника. И в общем-то действовать в направлении юга и юго-востока, чтобы остановить продвижение противника, который закреплялся и наводил артиллерию. Время было, и большой вопрос, почему все это не было сделано.

 

В Карабахе были армянские срочники, но в большинстве там воевала армия обороны Арцаха и добровольцы. И здесь опять же возникает масса вопросов. Когда стало ясно, что фронт поплыл на юге, когда появилась угроза потери Шуши и Степанакерта – было время, чтобы перебросить чуть ли не с северного и западного фронтов часть силы на прикрытие этого направления. Необходимо было вводить дополнительные силы из Армении, о чем я и говорю. Мы знаем, что армянская армия распределена вдоль границы с Азербайджаном, прикрывая границы. Но нужно было помогать, нужно было перебрасывать эти силы.

 

Я знаю немалое количество людей, в том числе добровольцев, которые воевали в Донбассе, которые прибыли сюда с началом боевых действий. Они обратились и в военкоматы, и в мобилизационные пункты, где проводилась подготовка личного состава и боевое слаживание подразделений для отправки в Карабах. Это десятки и сотни людей. Они проводили занятия по огневой, тактической подготовке, но на этом все и закончилось. Людей распустили по домам и сказали: «Ждите». Один мой знакомый прожил так месяц, потом, когда уже пал Шуши, он понял, что его обманули. Вот эта недопомощь Армении Нагорному Карабаху — это ключевой момент. И безусловно, нужно разбираться в армянском государстве – почему так произошло, сознательный ли это саботаж или паралич на всех управленческих звеньях. Потому что это факт вопиющий.

 

И давайте не будем забывать вот о чем. Когда я прибыл в Армению в начале октября, уже вовсю шли потери, уже вовсю противником применялась беспилотная артиллерия, уже поступала масса тревожных сообщений с линии фронта. Вы знаете, хоть убей меня – Ереван не походил на город, который живет войной. Очень много было пафосных выступлений на уровне СМИ. Были плакаты на улицах города с изображением героев, которые подбивали технику противника. Но на этом все. Ереван жил своей жизнью, работали все учреждения.

 

Армения – это страна, которая подсела на Facebook. Люди активно постили в соцсетях различные тексты и картинки. Такое впечатление, что просто выжидали – чья возьмет, как будет сражаться Карабах. Достаточно об этом странно писать, потому что в Карабахе армянское население жило чуть ли не со времен Ноя. Там по 20 поколений армян! Карабахцы всегда отличались тем, что обладали толикой воинственности, они всегда были готовы защищать свою землю. Но, к сожалению, я не увидел такой поддержки и мобилизации в обществе. Именно той мобилизации в армянском обществе, которая бы реально помогла Карабаху.

 

 

 

 

Второе – я до сих пор не понимаю… Мы все видели и видим, как армянская диаспора проводит вот эту кампанию о признании Арцаха. Мы знаем, что целые муниципальные образования стран Европы, Канады, США, различные организации выступают за признание независимости Арцаха. Но при этом сама Армения не признала Нагорный Карабах. Этот вопиющий факт все ставит с ног на голову. Я объясню почему: сейчас армянское общество просто в депрессии, очень тяжело переносит боль поражения. Но при этом те лица, которые, казалось бы, должны отвечать за происходящее, пытаются переложить вину на кого угодно. Нет системы четкой вертикали власти и ответственности. Я думаю, что признание Карабаха со стороны Армении – если бы оно произошло раньше – позволило бы нивелировать эту ситуацию. Просто на законодательном уровне была бы прописана ответственность высшего руководства Армении за поддержку непризнанного в мире армянского образования. Понятно, что это было бы признание в одностороннем порядке, понятно, что это не признавалось бы международным сообществом. Но это обязывало бы к какой-то ответственности те самые лица, которым сейчас предъявляются претензии.

 

Вот этот огромный клубок причин и вопросов, на которые нет ответа, привели к поражению, которое очень тяжело аукнется армянскому обществу. Момент очень депрессивный. Армению покидает молодежь, люди стремятся в поисках лучшей доли в страны Запада и куда угодно. Люди не видят перспектив, экономическая ситуация не очень хорошая. Я это говорю потому, что испытываю боль за происходящее. Вижу, как страдают люди в Армении, которые лишились крова в Карабахе, опять превратились в беженцев. Эта трагедия и боль перекликается с событиями вековой давности – с тем геноцидом, который происходил в начале 20-го века. Тогда руками османов было уничтожено большое количество армян.

 

Что касается Азербайджана, то сейчас тоже многие говорят, что с их стороны была колоссальная подготовка к войне. Да вы знаете, Азербайджан просто методично и планомерно готовился к боевым действиям. Я бы не сказал, что речь идет о каких-то сверхусилиях. Находясь на «трубе», страна вкладывала огромные средства в оборонно-промышленный комплекс, закупались новые системы вооружений у ведущих производителей мира, включая Россию и страны Запада, Израиль. Азербайджан просто планомерно поддерживал свои вооруженные силы на должном уровне.

 

И произошла, безусловно, переподготовка личного состава – тут видна турецкая рука. Полностью Азербайджан перешел на турецкие лекала. Весь офицерский состав обучается в турецких вузах и там же проходит практику. И вообще, Азербайджан сейчас переживает аншлюс, превращается постепенно в турецкую провинцию. Посмотрите, что произошло с Идлибом в Сирии – то же самое, уверен, произойдет с Азербайджаном. Думаю, будет продолжена эта унификация, возможно – переход на турецкую валюту.

 

Это безусловно прямая угроза нам и прямая угроза Армении.

 

Азербайджан получает новое вооружение из Израиля, думаю, Баку предоставил некоторые преференции этой стране. Думаю, израильские силы могут быт размещены на территории Азербайджана, в частности, при вероятном стечении обстоятельств, когда будут развязаны боевые действия, например, в отношении Ирана. Получается, это удобная площадка подскока, чтобы наносить удары по Ирану. Тут тоже существует некая закрытая часть договоренностей – это геополитика, и это нужно учитывать.

 

И нельзя не обратить внимание на чрезвычайно углубившиеся контакты Турции и Азербайджана, соответственно, как сателлита с Пакистаном. Уровень военно-политического сотрудничества находится на беспрецедентном уровне. Часть пакистанских сил была задействована в Карабахе – об этом тоже поступают факты. Речь не идет о массированном применении личного состава, но кое-кто там находился и до сих пор находится. И по некоторым данным, ведутся сепаратные переговоры Анкары с Пакистаном по поводу получения ядерных технологий. Это нельзя не учитывать, потому что амбиции Эрдогана требуют прикрыть их теми новыми вооружениями, которые позволят сделать этот новый великий Туран, основа которого создается сейчас на наших глазах. И сделать его непобедимым. Чрезвычайно тревожный фактор.

 

На мой взгляд, Турция не остановится на достигнутом. Она будет укреплять свои позиции на Кавказе, в Средней Азии и в других частях света, в том числе в Африке. Все это грозит переделом мира и вероятностью новых конфликтов и возобновления застарелых. Мы сейчас находимся в точке развития исторического процесса, когда могут произойти такие события, которые существенно изменят и карту мира, и вообще сам ход истории.

 

Хотел бы подчеркнуть очень важный момент, что касается Армении. Сейчас Армения находится в очень сложной ситуации, ей необходимо в достаточно краткий срок сделать выводы из ошибок и безусловно заняться реальной подготовкой своих вооруженных сил. Судя по тому, что произошло, вызовы перед Арменией на этом не закончатся. Безусловно, необходима модернизация. Необходимо усиление военно-технического сотрудничества с Россией. Нужна поставка не устаревших каких-то вооружений, а новых образцов.

 

Те огромные средства, поступающие от диаспоры в Армению, уместно было бы использовать на военно-техническое оснащение вооруженных сил. Те вызовы, с которыми Армения столкнется, могут стать роковыми. Армению проверяли на слабость, и, к сожалению, боевые действия в Карабахе показали, что готовность к широкомасштабным боевым действиям не так велика. Но опять же: время, хоть его и не много, есть. Главное – сделать выводы из ошибок, не допустить новых поражений в случае провокаций.

 

Армения, давайте это признаем, находится во враждебном окружении. Даже с территории Грузии, которую в Ереване не так давно называли союзником, региональным соседом с добрыми отношениями – так вот территория Грузии использовалась Турцией для переброски вооружений в Азербайджан. Перебрасывались и те самые БПЛА, и «бармолеи» – наемники, которые, по некоторым данным, до сих пор остаются в Азербайджане. Эти несколько тысяч не факт, что уйдут оттуда, и они могут быть использованы в том числе для провокаций против наших миротворцев.

 

Фронт работы перед армянами огромный. Главное – не опускать руки и не перейти в состояние вот этого вечного разбирательства и вечной митинговщины. Нужно исправлять ошибки и укреплять свои вооруженные силы по конкретным планам и методикам».

 

Источник

Источник: www.segodnia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector