Сирийский вопрос Азербайджана

Сирийский вопрос Азербайджана

Турецкие наемники становятся головной болью Алиева

 

Практически сразу же после начала боевых действий против Арцаха, в которых одной из главных ударных сил напавших стали бандформирования джихадистов, переброшенных турками из сирийского Идлиба, наблюдатели задались вопросом, куда денутся эти наемники после окончания боевых действий. И эта озабоченность была не праздной: инсайдерские источники в Баку сообщали, что Анкара планирует оставить своих прокси в Азербайджане на постоянной основе. Более того, сообщалось, что для этого планируется отвести захваченные арцахские земли.

Вскоре эта информация нашла подтверждение в данных разведки НКР, сообщившей, что на захваченных азербайджано-турецкими войсками территориях началось создания баз для размещения сирийских террористов.

 

Теперь об этом же сообщает неправительственная «Сирийская обсерватория по правам человека» (SOHR). Данная структура неоднократно «попадалась» на распространении недостоверной информации. Однако в этом случае, исходя из данных, поступающих из других источников, к сообщению стоит отнестись с серьезностью.

Согласно сведениям SOHR, на этой почве возникли даже некоторые трения Баку и Анкары, поскольку турецкая сторона категорически настаивает на том, чтобы джихадисты оставались в Азербайджане. 

Необходимость этого турки мотивируют тем, что исламистские «дикие гуси» родом с Кавказа, хотя, как отмечает «Обсерватория», все приехавшие из Сирии являются туркменами из джихадистских протурецких группировок.

 

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что согласно показаниям взятых в плен террористов и данных радиоперехвата, среди наемников были не только сирийские туркмены, но и арабы, а так же выходцы с Северного Кавказа — чеченцы и представители дагестанских народностей.

 

Всего, по данным SOHR, через Азербайджан прошло 2 580 сирийских боевиков. 342 из них вернулись в Сирию, разорвав контракт по разным причинам. 293 боевика погибли. Большинство тел уже доставили в Сирию, однако некоторые из них продолжают лежать на полях сражений. Эти сведения совпадают с данными армянской стороны, информацией, представленной СВР России, и цифрами, приводимыми различными СМИ — американскими, французскими и ближневосточными.

 

Что же не нравится Баку? Еще в самом начале боевых действий в СМИ появилась информация, что азербайджанское население приграничных районов возмущено поведением наемников, которые взялись учить азербайджанцев исламу и шариатским нормам поведения. Вероятность возникновения таких конфликтов в том случае, если джихадисты останутся в Азербайджане, чрезвычайно велика. Во-первых, большая часть азербайджанцев — шииты, которые для террористов, привезенных турками, являются злейшими врагами. Во-вторых, азербайджанцы в своем большинстве — люди светские, их нравы довольно свободные. Они, например, пользуют алкоголь, а их женщины не носят чадру и хиджабы, что, конечно, неизбежно станет причиной конфликтов с религиозными фанатиками, привыкших утверждать «истинную веру» силой оружия.

 

Между прочим, нечто подобное уже имело место в 1993-94 гг., когда папа нынешнего азербайджанского лидера навез в страну афганских душманов, которые терроризировали не только гражданское население, но и азербайджанских «братьев по оружию». Их старались сразу же отправлять на фронт и держать отдельно.

Но дело не только в этом. Присутствие в Азербайджане сирийских террористов является крайне раздражающим фактором не только для России и Ирана, но и для США с Францией. Так, Владимир Путин четко поставил перед Ильхамом Алиевым требование об удалении из региона бандформирований террористов. А после недавней провокации на иранской границе, когда джихадисты пытались прорваться на территорию ИРИ, аналогичное требование, но в еще более жесткой форме прозвучало из Тегерана.

 

И Алиеву сегодня совершенно ни к чему конфликты со всеми этими странами. 

 

Есть и еще одна причина, по которой Баку стремится избавиться от своих исламистских союзников. Дело в том, что Анкара, не слишком довольная форматом заключенных соглашений, настаивает на присутствии джихадистов, поскольку рассматривает их как важный инструмент давления на Алиева, который пренебрег интересами турок при подписании заявления о прекращении огня. Своих прокси Эрдоган может использовать для организации провокаций хоть против российских миротворцев, хоть против Армении или Ирана, хоть для организации беспорядков в самом Азербайджане. При этом Анкара имеет возможность от них отказаться, переложив ответственность на Баку, который формально их сам пригласил. Алиев все это понимает, и его это совсем не радует.

 

Как мы видим, глава Азербайджана в результате «победоносной войны» получил на своей (формально) территории базу российских войск, но неподконтрольные ему банды джихадистов, с которыми он теперь не знает что делать.

Источник: www.segodnia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector