Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

***

— Мама, я больше не могу! Я так хочу домой, мне так одиноко! Я замерз. Я никого не знаю, у меня здесь не получается вообще ничего! Давай я вернусь! – ревел в трубку смугловатый юноша холодным швейцарским вечером.

— Так, послушай меня. Никуда ты не вернешься. Ты что, из-за того, что сидишь на скамейке, предашь свою мечту? Зима пройдет – и там будет видно. Ты же не один, с тобой брат. Не переживай! — донеслось с другого края света.

Зима прошла, а за ней еще 15 зим – чудесных зим Джоване Элбера в европейском футболе. Вместе с четырьмя титулами чемпиона Германии, званием обладателя Кубка Чемпионов и кристально холодным душем в виде легендарного финала «МЮ» — «Бавария» в 99-м.

***

Не зная ни языка, ни особенностей жизни на другом континенте, Элбер отправился покорять Европу в 18. В «Милане», куда он попал из скромной «Лондрины», была сумасшедшая конкуренция, и бразильского паренька тут же отдали в аренду в швейцарский «Грассхоппер». Поначалу было так некомфортно, что Джоване собирался бросить футбол – но один звонок домой подарил волшебную карьеру, которую было непростительно загубить.

Уже через сезон Элбер регулярно стал появляться в составе «кузнечиков», и так же регулярно — забивать. 55 мячей в 78 играх не стали поводом для возвращения в звездный «Милан», но окрепшего Джоване пригласили в кусачий «Штуттгарт». Здесь он попал в свою стихию: а еще успел поработать с малоизвестным тогда Йоахимом Левом. Лев был ассистентом Юргена Ребера — того самого, что тренировал раменский «Сатурн».

В «Сатурне» Ребер, по воспоминаниям игроков, получал садистское наслаждение от кроссов – бежал впереди всех и осуждающе глядел на отстающих. В Штуттгарте все было не так: Юрген ставил сверхатакующий футбол. Элбер был ружьем, которое не давало сбоев. О Ребере бразилец говорил как об одном из лучших тренеров в карьере: «В отличие от многих немецких специалистов, Юрген не заострял внимание на тактике. Он давал нам полную свободу».

Ребер был вдохновителем нападающего всего год, а потом ушел в «Герту», запустив самостоятельную тренерскую карьеру Лева.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Когда норма в один мяч в две игры стала нормой для Элбера в третьем сезоне кряду, боссам «Баварии» было достаточно указать пальцем в нужную сторону. За лидера атак швабов в Мюнхене выложили 13,5 млн немецких марок, и вскоре он дебютировал в сборной Бразилии.

«Бавария» стала для Джоване главным клубом в карьере. Невероятные 92 мяча в 169 матчах сделали его не только одним из лучших бомбардиров в истории мюнхенцев. До 2010-го года он сохранял титул самого забивного иностранного игрока в Бундеслиге. Элбер бушевал и в Лиге Чемпионов: особенно часто от него доставалось «Спартаку».

Джоване с детства любил почудить. То гонял от полиции за то, что пробрался на стадион без билета, то задирал ребят, с которыми пинал мяч во дворе — просто потому, что друзья отказывались выполнять его приказы.

В Германии Элберу дали прозвище «шутник». Веселился он и на поле, и за его пределами. Гонял на немецких спорткарах. Танцевал самбу у флажка, изображал скорпиона и вовсю разыгрывал партнеров.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Фотографы обожали его за чудаковатую мимику и изобретательность. Так он попал на их снимки, когда, отмечая взятие ворот, подбежал к коврику с гербом «Баварии» и закрутился в него, как в блинчик. Так же очутился и в чудовищно безвкусной фотосессии, где снялся обнаженным на мотоцикле для явно не самого модного журнала Bravo Sport.

Карстен Янкер был сильно удивлен (приятно или нет, история умалчивает), когда после шикарного голевого паса Элбера бразилец подбежал к тому и нежно облизал ухо. А вершиной чудачеств стала выходка во время одного из матчей за «Штуттгарт». После того, как судья показал Джоване карточку за разговоры, он раздобыл в перерыве ярко-красный скотч и демонстративно вышел на второй тайм с заклеенным ртом.

После неудачного перехода в «Лион» в 2003-м и короткого вояжа в Менхенгладбах, Элбер почти перестал забивать и впал в депрессию. На этот раз на помощь пришла жена Синтия. Не зная, как отвлекать мужа от тяжелых мыслей из-за постоянных травм, она с успехом выучилась на психолога еще в изобильные годы баварского периода. И вытащила Джоване из болота в самый нужный момент.

Летом 2005-го Элбер-таки исполнил свое обещание бросить все и вернуться домой. Через 15 лет после того самого звонка, он перешел в «Крузейро», где и завершил карьеру.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

***

— У нас тут все в порядке. Когда есть электричество, можно даже Лигу Чемпионов посмотреть! – смеется смуглый мужчина, сидящий верхом на лошади. – Ну а когда нет, мне это даже нравится. Ни интернета, ни телевидения, ни телефонной связи. Можно отдохнуть!

Смуглый мужчина – человек, который выиграл в своей жизни все, кроме чемпионата мира. Он объезжает владения размером в 28 тысяч футбольных полей и проверяет, как идет работа по хозяйству.

Еще во время карьеры Элбер пытался найти себя в иной ипостаси. Делал кулинарное шоу в Германии, потом танцевал в телевизионном проекте, кои множатся в планетарных масштабах. Работал экспертом на телевидении. Но по-настоящему нашел себя в фермерстве. Фермерство стало делом всей его послефутбольной жизни.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Первые участки земли Джоване приобрел еще в 99-м. Для этого ему пришлось отправиться из родной Лондрины на север, в сторону лесов Амазонки. В штате Мату-Гроссу, где на один квадратный километр приходится всего три жителя, земли стали осваиваться лишь недавно. Начав с маленькой фермы, Элбер довел площадь своих угодий до 10 тысяч гектаров.

Каждое утро Шутник начинает со стандартной, но отнюдь не шуточной процедуры: хорошенько вытряхивает все, что могло попасть в широкие сапоги за ночь. Это не пустая привычка: скорпионы, которых так любил изображать Элбер во время своей карьеры, ядовитые пауки и змеи здесь частые гости. «Вы бы тоже проверили, а то до ближайшего госпиталя 4 часа езды – если дорога будет в порядке», — улыбается нападающий.

Он знает, что говорит. Однажды Джоване встретился со змеей, когда открывал шкаф. «Такая тонюсенькая, серо-коричневая – и страшно ядовитая. Я подсунул под нее длинный нож и аккуратно выкинул в джунгли. Не надо бояться, нужно показать уважение живому существу, и все будет нормально. Призываю и вас быть вежливыми с нашими «гостями», — напутствует Элбер.

Джоване приезжает на ферму два-три раза в год, вместе с женой и детьми. До Лондрины, где он живет, 1500 километров – каждый день не наездишься. Но, прибыв на место, моментально вживается в образ селянина.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

День начинается в четыре утра, а первый прием пищи по расписанию лишь в 10: нужно многое успеть сделать, пока солнце еще не в зените. Элбер садится на лошадь и наматывает круги по полям: искусству выездки он научился сразу по окончании футбольной карьеры. Это жизненно необходимо: на машине тут просто не проедешь.

На ферме круглогодично живут тринадцать пастухов со своими семьями, в их распоряжении больше 50 лошадей. Когда Элбер приезжает на фазенду, он устраивает пикник для своих работников. А каждую субботу отправляет их в ближайший город — Куябу, чтобы нагулялись как настоящие бразильцы. Заодно они покупают фасоль, муку и рис — про запас. Правда, из 15 часов, предназначенных на отдых, восемь занимает дорога.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Из развлечений на ферме – небольшой салун. «Здесь, неподалеку». Там можно послушать музыку, потанцевать, выпить пивка. «Что значит неподалеку? Ну, часик пешком», — смеется Джоване. А еще для своих подчиненных он построил маленькую церковь. И открыл пекарню, где они могут брать свежеиспеченный хлеб.

Больше всего «ковбой Джо» любит приезжать в сезон дождей. Когда сухо, ферма превращается в безжизненный огород. «Все, что было зеленым, становится коричневым и серым. Тут бывает 42, даже 45 градусов – невозможная жара. Представьте, моим бычкам и коровам просто нечего есть!», — пожимает плечами Элбер. – «А как в такую жару работать? После того, как ты целый день на полях, ощущаешь себя выжатым как лимон. Это хуже, чем тренировка с Феликсом Магатом!».

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

На ферме у Джоване – всего два насоса, с помощью них работники качают воду. «Это наш золотой рудник», — хвалится он. И, умывшись, садится на лошадь, чтобы записать напутственную речь для юниоров из «Баварии», которым предстоит играть важный матч против «Фрайбурга».

— Так, парни! Перед вами еще целый круг. Так что надо хорошенько поработать. Всем вместе, командой. Чтобы разогнаться, нужно все время давить на газ — и тогда вы точно станете чемпионами. Давайте-ка, полный вперед! Проскачем по турниру галопом, как я на этом коне!

***

Элбер – почетный амбассадор «Баварии». Его связи с Германией он старается использовать по полной программе: еще в 1994-м году вместе с шестью бразильскими легионерами он основал фонд «Дети бразильских улиц». Организация призвана помогать молодежи из бедных регионов. Позднее был также организован именной фонд Джоване Элбера.

Джоване предусмотрительно зарегистрировал его там же, где зародились и «Дети бразильских улиц»: в немецкой деревушке Винтербах неподалеку от Штуттгарта. Учитывая коррумпированность бразильской системы, это кажется отличным решением.

В Лондрине он открыл футбольный центр под названием «Песталоззи»: здесь могут тренироваться дети из бедных семей. Помимо тренировок, ребята учатся, получают все нужные средства гигиены и горячее питание. Часто им дают еду с собой: для нуждающихся семей собирают пакет с продуктами первой необходимости. Помимо типичных риса, бобов и соевого масла в него входят наборы для мытья рук и чистящие средства.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Раз в неделю в центр приходит зубной врач, к которому может бесплатно обратиться каждый желающий. Специалисты рассказывают о том, как следить за собой, соблюдать чистоту и этикет. Необходимые медикаменты и помощь предоставляются бесплатно. В «Песталоззи» занимаются более 200 детей, а воспитание идет по немецким стандартам. Орднунг превыше всего.

Проект, помимо «Детей бразильских улиц», поддерживает независимая организация «Латиноамериканский центр» в Бонне. Активное участие принимает жена Элбера Синтия. Каждый год в «Песталоззи» приезжают туристы из Германии. Для них составляется программа на две недели: с посещением водопада «Игуасу» и других затерянных красот. На ура заходит мастер-класс по сбору кофе на плантациях. «Я и не знала, как много надо сделать, чтобы получилась всего одна чашка кофе!» — восхищена одна из туристок.

Вырученные деньги идут на обеспечение всем необходимым детей из «Песталоззи». Обязательный пункт двухнедельной программы – визит в центр. Здесь туристы могут пообщаться непосредственно с теми, кому и выделяются деньги. В «Песталоззи» приходят не только дети, но и взрослые:  организованы специальные курсы для беременных и молодых матерей, которые хотят получить недостающие знания по воспитанию детей. Участникам программы помогают найти работу. Всего в проекте заняты 42 волонтера самых разных специализаций.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Фавела Франциската, где расположен центр «Песталоззи» — типичный нищий район с лачугами, где не всегда есть даже кровати. После вмешательства фонда жители фавелы получили доступ к питьевой воде. Когда в Лондрину, по приглашению Джоване, приехали ученики немецкой академии бадминтона, дети из Францискаты впервые в жизни увидели волан. Для них этот, казалось бы, дешевый вид спорта, стал настоящим открытием. Кое-кого даже присмотрели немецкие тренеры.

«Дети бразильских улиц» — проект, в котором любопытство одной стороны встречается с жизненной необходимостью другой. Но иногда в категории нуждающихся оказываются и немцы: пару лет назад при поддержке фонда Элбера была открыта маленькая звероферма в швабском Вайблингене. Каждое лето сюда завозят домашних животных: овец, пони, кроликов.

Подобные фермы действуют во многих регионах Европы. Они являются отличной альтернативой устаревающим зоопаркам с дикими зверьми и благоприятно воздействуют на психику как детей, так и взрослых.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

***

Элбер не ограничивается помощью в своем родном городе: при помощи он также финансирует партнерские программы по поддержке пострадавших от землетрясений регионов Непала. Разрушительная стихия оставила без домов целые кварталы и села, в числе которых – деревня Тупче, в которую вкладывается Джоване. За первые два месяца его фондом было собрано 50 тысяч евро.

Помимо работ по восстановлению жилищ и учебных классов, в Тупче построена грунтовая футбольная площадка. Это может прозвучать странно, но основной проблемой здесь было не отсутствие поля, а его неровность. Дети, запнув мяч далеко, со всех ног бежали вниз по горной тропе и могли получить серьезные ушибы.

Третий проект с участием Элбера реализован на юге Индии, в штате Тамилнад. По названию нетрудно догадаться, что основное население региона – тамилы, уникальный народ, населяющий также Шри-Ланку.

В Индии до сих пор живо подразделение на касты: и на одной из низших ступеней находится каста «неприкасаемых» — они же далиты. Неприкасаемые – лишь красивое название, как и «Дети Бога» — метафору безуспешно пытался привить в индийском обществе Махатма Ганди.

Далиты подвергаются жестоким унижениям со стороны представителей других каст. Происходит это с раннего детства. Далитам запрещено прикасаться к представителям высших классов кастовой системы. Считается, что человек, до которого дотронулся далит, должен будет посвятить едва ли не всю жизнь очищению кармы. Строгая буква индуистского закона.

Далиты живут в гетто, у них нет доступа к минимальным благам современного общества. По преданию, каста «угнетенных» (еще одно название далитов) появилась в результате смешения высших и низших каст, что считается недопустимым. В наказание далиты и были изгнаны на самый край общества. По сути они даже не низшая каста, они находятся за пределами традиционной кастовой иерархии. Несмотря на нечеловеческие условия жизни, далиты в основной своей массе следуют пути непротивления.

Джоване Элбер теперь фермер: ездит верхом, раздает еду в фавелах и критикует власть

Помощь организаторов миссии из Баден-Вюртемберга (и, в том числе, Элбера) направлена на эту малозащищенную группу населения. Проект реализуется в деревне Комалииер в 15-ти километрах от крупного южноиндийского города Салем.

Цель проекта узконаправленная: занять детей в промежутке от трех часов дня до пяти. В это время родители еще работают, а дети уже возвращаются с учёбы. В ожидании взрослых они вынуждены проводить время на улице. Зачастую заканчивается это тем, что ребята опустошают мусорные баки в поисках еды – и едят буквально все, что находят под ногами.

Фонд организует внеклассные занятия, обеспечивает детей питанием и помогает найти работу их родителям в сезон дождей.

***

— Уж мог хотя бы приехать и посмотреть, что делается!

Так эмоционально Элбер реагирует на поведение президента Бразилии Жаира Болсонару. Во время природной катастрофы, обрушившейся на Бразилию летом прошлого года, правительство бездействовало. Пожары, охватившие дождевые леса Амазонии, власти оставили без адекватной реакции.

Болсонару отказался от помощи стран «большой семерки» в 22 млн долларов, обвинив их в попытке взять государство под контроль крупной взяткой. А попутно посмеялся над женой Эммануэля Макрона, первым предложившего помощь – чем едва не спровоцировал дипломатический кризис между Бразилией и Францией.

Леса Амазонки производят одну пятую кислорода на планете. Попустительство властей эксперты объясняют просто: те либо лояльно относятся к вырубкам, либо даже способствуют им. Освободившиеся территории можно использовать для посадки сельскохозяйственных культур. Элбер, у которого неподалеку от непроходимых лесов ферма, это не отрицает.

«Я сам видел, как люди посылают друг другу сообщения в WhatsApp – да зачем нам этот лес? Пусть горит синим пламенем!» — говорит Джоване. – «Это просто недопустимо, настоящий беспредел. Негодяям место в тюрьме. Я сам фермер, но я за то, чтобы наши леса оставались нетронутыми».

Элбер застал пожары как раз, когда был на ферме. Возгорания бывают здесь каждый год, но по уверениям Джоване, таких масштабных, как 2019-м, он не видел никогда:

«На улице стоял такой смог, что ни зги не видать. Когда я увидел солнце, я сначала подумал, что это луна. Оно было совсем другого цвета».

В том, что происходит, звездный нападающий и фермер винит Болсонару. Но впрямую говорить об этом не хочет:

«Я не знаю, что люди думают о нашем президенте. Не знаю, довольны они им или нет. У него сильные позиции. У него есть смелость говорить не то, чего ждут другие. И все же я не могу сказать, что я удовлетворен тем, что происходит. Наш президент не слишком хорош. Но он хотя бы пытается что-то делать».

***

Элбер живет тихой жизнью в бразильской глубинке: южной Лондрине, далекой от пляжей Копакабаны и Ипанемы. Он всегда скучал по дому — и вот он вернулся. Но пока скучал, успел сделать все то, благодаря чему вернулся домой в совсем ином статусе и совсем другим человеком.

А, может, он вернулся тем же самым мальчиком, что ревел в трубку тридцать лет тому назад?

Шутник Элбер устраивал дискотеки, танцуя вокруг защитников – катался вокруг них как бразильский пилот на маневренном болиде и уморительно закатывал себя в коврики. Ему было достаточно пары сантиметров, чтобы на носовом платке обойти любого соперника. Спросите Юрия Ковтуна.

Похоже, за это время Джоване сильно соскучился по простору. Но кататься не перестал.

— Что вам сказать? Я здесь отдыхаю. И я больше не могу без этого! Проснуться рано утром и прокатиться верхом на лошади – потрясающее чувство!

***

В любой стране, где дело может решить один звонок, возможен самый невероятный карьерный рост. Важно только понять, какой звонок прозвучал для тебя. Если ты о чем-то мечтаешь.

Но дело не в должности звонящего. И не в протекции.

А в том, кто звонит.

Глеб Слесарев

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector