Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

Разбираем на примере картины с баскетболистками.

От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор телеграм-канала об архитектуре «домики» Ася Зольникова рассказывала о первом стадионе, построенном специально к ЧМ в Катаре, а Михаил Постников, создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль».

Сегодня автор популярного телеграм-канала об искусстве «АртПацан» рассказывает об Александре Дейнеке (1899 – 1969) – советском художнике, который уважал тему спорта.

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

Александру Дейнеке точно повезло. Явный талант, безапелляционный успех, любовь властей и все блага, доступные артисту — чего еще можно хотеть от жизни?

Дейнека известен по картинам, изображающим быт и рабочие будни вечно счастливых, но до абсурда обезличенных советских людей. С неизменным выражением блаженства на типизированных физиономиях, персонажи художника обычно изображались трудящимися на заводах, фабриках и в шахтах. Дейнека рисовал только сильных и энергичных людей исключительно атлетичного телосложения. Партия требовала от художников изображать на холстах жизнь в СССР не так, как она была, а такой, какой она виделась руководству, молодого государства.

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

При этом сложно обвинить художника в нереалистичности изображений. Будучи столпом социалистического реализма, он действительно верил и во благо революции, советский строй, искреннее счастье всех изображаемых им персонажей. Еще в молодости, с энтузиазмом приняв участие в революционных движениях, Дейнека разделил идеи коммунизма и стал участником всех важнейших политических событий России XX века. Сначала он работал простым фотографом в уголовном розыске, но позже стал руководителем секции ИЗО Губнадобраза (изобразительных искусств губернского отдела народного образования), где рисовал пропагандистские плакаты и оформлял агитационные поезда. Позже он был мобилизован в Красную Армию, в составе которой оборонял родной Курск от белых, параллельно руководя местной художественной студией и занимаясь постановками агитационных театральных спектаклей.

***

Спорт был постоянной темой творчества Дейнеки. Строительство нового общества подразумевало динамичность, молодость и борьбу, а все эти качества наиболее ярко можно выразить через изображение спортивных состязаний. Красота и энергичность молодости, напряженные атлетические тела, счастливые лица победителей — все это художник мастерски выписывал на своих полотнах. Цель – прославление фигуры сверхчеловека, которого так настойчиво пытались выковать в стране советов.

«Бегуны». (1934)

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

«Вратарь». (1934)

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

«Раздолье». (1944)

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

Эти и другие его работы на тему спорта были созданы, чтобы наглядно показать советским людям преимущества здорового образа жизни и занятий физкультурой.

Одной из последних работ художника на эту тему стала картина «Баскетбол», на которой спортсменки застыли в прыжке перед кольцом в моменте, когда мяч вот-вот должен попасть (или не попасть) в корзину. Эта работа – типичный пример соцреализма и не отличается от других аналогичных картин Дейнеки примерно ничем. Обезличенные баскетболистки, будто срисованные друг с друга, забываются чуть раньше, чем зритель успеет отвести взгляд от полотна, а их фигуры, скорее напоминающие деревянные манекены, подброшенные в воздух, лишены хоть какого-либо намека на пластичность.

 

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

Обезличенность и одинаковость — характерная черта стиля Дейнеки и Советского Союза вообще, ведь главным стремлением в новой стране было равенство. Невозможное без тоталитарной коллективной типизации.

Зная подробности истории Советского Союза и биографии художника, складывается впечатление, что Дейнека часто путал понятия подвига и отчаяния, либо не умея, либо не желая различить одно от другого. Рисуя женщин, вынужденных из-за нищеты и неустроенности выполнять не по силам тяжелые работы на стройках, он воспевал образ сильных и самоотверженных строительниц социализма, как бы противопоставляя их ностальгирующим по дореволюционным временам утонченным дамам, как в картине «Тоска по изящной жизни». А свои монументальные проекты-утопии, восхваляющие режим и вождя, создавались на фоне массовой нищеты и повального голода.

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

Еще один яркий пример осознанного или бессознательного отрыва художника от реальности – его восторги касательно достижений советской авиации. С детства увлекающийся техникой, Дейнека всегда любил обращаться к теме самолетов, не уставая прославлять образы храбрых летчиков и инженеров — чуть ли не лучших людей государства, благодаря которым человек смог буквально преодолеть земное притяжение и взять под контроль небо, а в будущем и космос. В тридцатых годах страна действительно переживала авиационный подъем после призыва Сталина «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех». Дейнека, увлеченный самолетами, все эти восторги разделил, оформив мозаиками плафоны станции метро «Маяковская» и создав в лучших традициях социалистического реализма цикл картин на тему авиации (пока ведущие авиаконструкторы страны отбывали сроки в Бутырской тюрьме за «вредительство»).

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

***

Несправедливо говорить, что за всю творческую карьеру у Александра Дейнеки не было достойных и выразительных работ, которые могли бы представлять из себя художественную ценность в отрыве от трансляции несуществующего образа Советского Союза. Даже великий Анри Матисс в свое время отзывался о Дейнеке как о самом талантливом из советских художников. Только вот имея завидный потенциал и талант, оцененный даже зарубежными гениями, он остался пропагандистом и певцом режима. В чем, кажется, все-таки немного раскаивался, исповедуясь в письмах к жене: «Я все вижу, я все понимаю, а если бы не ты, я бы пустил себе пулю в лоб».

Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните

Имея возможность быть больше, чем просто известным советским художником, Дейнека надежным товарищем партии, готовым самоотверженно выполнять любые государственные заказы, игнорируя как свои желания и талант живописца (проявления которого легко заметно в работах заграничного периода, когда в 1935 году мастер уехал в большое турне по Франции, Италии и США), так и действительное положение народа и личностей, составляющих этот народ. Именно поэтому сейчас на аукционах с успехом продаются условные «За занавеской», созданные художником «для души», в то время как заказные полотна пылятся где-то на задворках музея реалистичного искусства.

Еще больше текстов о связи спорта и искусства:

Буффон страдал от депрессии, вылечиться помогла картина Шагала. Она напомнила ему, что такое быть счастливым

Баския очень уважал бокс

У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода

Фото: ru.wikipedia.org/wiki/; deineka.ru; РИА Новости/Давид Шоломович

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector