Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Дмитрий Губерниев известен всем как главный спортивный конферансье страны.

Даже если вы далеки от биатлона, крик Губерниева наверняка добивает до вас: он ведет футбольные и хоккейные студии, выпуски новостей, а еще – разумеется, митинги и гранд-концерты.

Кажется, про Дмитрия известно все, но нет – мы постепенно открываем большого комментатора и шоумена. Говорили с ним про:

1) его задорную молодость (с работой в охране казино) и дебют на ТВ;

2) политику и отношение к власти;

3) именную программу, которая выходит 10-й сезон и по-прежнему бьет рекорды.

Новый разговор – о главных неспортивных увлечениях Губерниева: музыке, театре и исторических книгах.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

🎸Музыкальная часть: метал на кассетнике, концерты в Тушино и Осло, отношения с Киркоровым

Первый магнитофон у меня появился только в 1986-м – мне еще не было 12 лет. Чтобы понимать уровень моего музыкального развития на тот момент, надо знать, как мы жили.

Жили мы бедно: отец злоупотреблял, зачастую пропивая зарплаты целиком; мама каждый год перед осенью брала отпуск, чтобы на отпускные купить мне школьную форму – из старой я вырастал. Если бы не бабушка с дедушкой, жившие в соседнем подъезде, жрать было бы нечего. Я мотался между двумя квартирами – то там поем и переночую, то здесь.

Да, СССР – это какие-то социальные гарантии, система образования. Но почти все жили херово, это правда. Для мамы спорт был единственной возможностью утащить меня с улицы, где все спивались.

Ни о каких пластинках и музыке речи не шло. Часто я ездил к двоюродному брату в Дрезну – у него был магнитофон. «Раскрой же зонт, надвинь свой серый капюшон…» – когда я вспоминаю эту песню Кузьмина, у меня мурашки. Собирались ребята, в том числе и старшие, но это всегда были чужие магнитофоны, у кого-то – а не у меня.

Все, что мне оставалось, ловить «Утреннюю почту», «Шире круг», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» в новогоднюю ночь.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Я был меломаном в теории: например, считал, что You’re my heart, you’re my soul и Cheri, cheri lady – это одна песня, потому что в «Утренней почте» крутили попурри. То есть вот такой уровень музыкального развития обычного советского мальчика – нулевой.

В сентябре 1986-го – незадолго до моего дня рождения – мы с дедушкой поехали в Зеленоград за магнитофоном. «Электроника 302» стоил 144 рубля; мама дала 25, остальное добавил дед. Мы встали в очередь 5-ми, и все перед нами покупали «Электронику». Я был на жутком стреме: вдруг закончится перед носом – сейчас сложно представить, что это такое. За несколько лет до этого у меня был подобный опыт с клюшкой, но магнитофонов все-таки хватило.

Со временем я обклеил и обвешал его какими-то цветными штуками, вырезками от пачек сигарет. Он был со мной всегда, жил у нас во дворе. Я покупал батарейки, а когда они заканчивались, то стучал ими друг в друга, чтобы еще чуть-чуть выжать, продлить заряд. Считалось моветоном перематывать кассеты автоматически, тратя заряд. Так делали только лохи – настоящие пацаны надевали кассету на ручку и вертели.

«Электроника 302» прожила до середины 90-х, а потом я похоронил ее на сходненской свалке. Сейчас даже жалею.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Вспоминаю тренировочный лагерь по гребле в 1986-м – мы уехали в Чебоксары на месяц. Тренировки сопровождали «Исчезли солнечные дни» Леонтьева, «Мона Лиза» в исполнении Барыкина и еще один Леонтьев – «Даже хмурый день, без сомнения…».

И однажды мальчик, родственник тренера, поставил на дискотеке кассету – и там прозвучало ж-ж-ж. Это была группа Krokus – швейцарцы, первая метал-группа, которую я услышал. Мир перевернулся.

Они играют до сих пор, но мне не очень нравится – по-моему, это вялое подобие AC/DC. Но тогда это было колоссальное впечатление: сначала слушаешь на дискотеке, а после – целый альбом на магнитофоне. Потом мне поставили Accept – и я сошел с ума. Взрыв мозга, как сейчас говорят.

Уже в конце 86-го я на собственном магнитофоне переписал альбом Twisted Sister – Come out and play. Записал одну сторону, про вторую забыл – я же не знал, что там еще 4 песни! Наш хоккейный эксперт Саша Хаванов – великий, он был в гостях у фронтмена Twisted Sister Ди Снайдера, когда играл за «Сент-Луис». Это полный ######.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

После Krokus мне были обеспечены гитарные рифы. Русский рок тоже развивался – наступила эра «Арии», «Круиза», потом «Мастера», «Черного кофе».

В стране шла перестройка, в школе рассказывали всякую херню на политинформации. Но у нас была очень прогрессивный классный руководитель – математичка Татьяна Вячеславовна. Благодаря ей мы устраивали собрания-вечера по Высоцкому, другой музыке. Вместо политинформации она просила нас приносить статьи, которые впечатлили. Я принес про «Черный кофе» из журнала «Ровесник».

Не поверите, я не был знаком с Дмитрием Варшавским лично до этого октября, когда мы случайно пересеклись в «Шереметьево». Я к нему подошел и сказал: «Дим, я ваш дичайший фанат». Он сказал, что он мой тоже.

Я так увлекался музыкой, что в какой-то год за плохое поведение в школе меня наказали лишением магнитофона месяца на два. Вернули, только когда я написал контрольную на пятерку.

***

Мой первый концерт – «Круиз» в Зеленом театре Парка Горького, это 87-й. Одного меня не отпустили, папа поехал со мной. И еще мой приятель Серега Воробьев по прозвищу Гесс – в честь футболиста Эдгара Гесса. Серега прыгнул на кого-то с прямой ногой, а за день до этого спартаковец Гесс кому-то так же нанес травму. И Сереге сказали: ты прыгаешь как Гесс.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Я нашел какую-то длинную цепочку, привязанную к маминой сумке. Мы ее раздербанили и нацепили на руки – типа металлисты. Папа сидел не с нами, а на другом ряду, а мы кидали козы – козам меня научили в школе и на гребле. А еще я узнал, что надо говорить ave metal – святой метал.

«Круиз» пел в первом отделении, а во втором – группа Стаса Намина. Я знал очень многие их песни, у меня родители женились под них – так или иначе где-то я их слышал. Перед вторым отделением люди уходили, а мы с Гессом досидели до конца.

Вообще, в юности ходил на концерты мало. Отчасти мешали тренировки – из-за гребли я пропустил выступления Иэна Гиллана, Black Sabbath, Uriah Heep. Последние собрали 10 аншлагов в «Олимпийском»: билеты стоили 5-10 рублей, их моментально сметали.

Плюс бытовало мнение, что на концертах опасно – можно просто так получить ########. Поэтому родители меня не отпускали. Когда AC/DC и Metallica в 91-м выступали в Тушино, кому-то из наших ребят прилетело бутылкой в затылок. Он вернулся с разбитой башкой – но повезло, что попало по касательной. Мы все – сходненские пацаны и алкаши – только порадовались, что туда не поехали. Хотя концерт был бесплатный.

***

А потом – уже в институте – наступила эра Deep Purple и Rainbow.

Я уже подрабатывал в охранах, и мой бригадир слушал в машине песню Burn – у меня снесло крышу. Потом он дал мне кассету. Альбом Burn – по моему мнению, один из величайших в истории рока и один из самых недооцененных. Я очень люблю Deep Purple с Ковердейлом и Хьзом.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Потом бригадир включил новую песню – это была Tarot Woman от Rainbow. Мне поплохело, я просто улетел. Не думал, что музыка может мне так понравиться. Я стал невероятным фанатом Rainbow, пусть и с дичайшим опозданием – году в 92-м. Rising – вершина композиторского творчества Ричи Блэкмора. И конечно, отмечу Ронни Джеймса Дио, с которым был знаком – считаю его классиком тяжелого рока.

По этим песням мы учили английский: я садился со словарем и переводил на слух в тетрадку, однокашники доставали тексты из каких-то журналов.

Я до сих пор не созрел до Led Zeppelin, хотя с музыкальной точки зрения они котируются выше Deep Purple. Точно так же я не могу слушать Pink Floyd как фанат – мелодика не моя.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

***

В середине 90-х второй раз открыл «Воскресение», когда услышал концертный альбом «Живее всех живых». Тогда уже работал в казино «Карусель», сфотографировался с группой – это моя гордость. Со всеми чуваками на ты, хотя у нас большая разница в возрасте.

Я большой фанат группы «Лицей», был влюблен в Настю Макаревич. Мы не были с ней знакомы до последней ТЭФИ, когда она подошла и сказал: «Дима, мой ребенок будет спортсменом, ты будешь комментировать его соревнования».

Ответил: «Настя, вы даже не представляете, как я вас люблю!» И запел: весь день у окна… «Домашний арест» – их первый альбом – просто космос.

Отдельная история с группой «Кино». Ее фанатом была Татьяна Вячеславовна, классный руководитель. Она сводила класс на фильм «Асса» – а тогда в моде была «Мы ждем перемен», и это очень сильно совпало. Не думал, что доживу до времени, когда эта песня снова станет невероятно актуальной.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Я узнал о гибели Цоя на сборе на базе «Буревестник» в Сходне. Выпуск новостей вел Молчанов, он сказал, что погиб известный артист – я сразу почему-то подумал про Бориса Гребенщикова. Так что БГ будет долго жить. Когда узнали про Цоя, то были в ужасе, хотя я никогда не считал себя фанатом.

В 91-м на сборах часто слушали «Черный альбом» – Цой в каком-то смысле сопровождал мою спортивную карьеру.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

***

За последние много лет я покупал билет на концерт один раз – на Twisted Sister. Взял самый дорогой – тысяч 12-15, сидел один на диване. Ко мне подошел менеджер клуба: «Дмитрий Викторович, здравствуйте, вот мой телефон, звоните – не надо больше покупать билеты».

Несколько раз гонял на концерты в Европу. Я дикий фанат группы Magnum. После Евровидения-2014 в Копенгагене рванул в Берлин, взяв шеф-редактора Гришку Шестакова. Мы не забронили нормальную гостиницу, поэтому спали в отеле при вьетнамском посольстве – с благовониями. Другой раз был на Magnum в Мюнхене – единственный русский среди всех, сделал селфи с Бобом Кэтли, это офигенно.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

После Евровидения-2010 остался в Осло – на следующий день там выступали AC/DC. Достал билет через норвежского журналиста – он продал по госцене. Огромный опенэйр, 90 тысяч человек. А я не взял деньги – только карточку. Как оказалось, там принимали только карты банка-спонсора. Представляете? А это чистое поле: весь концерт я думал о пиве, но не мог воспользоваться карточкой.

«Биатлон с Губерниевым»: программа, которая победила футбол и Черданцева

***

Я дружу с Басковым, Лазаревым, Киркоровым и отношусь к ним с огромным уважением. Мы понимаем, что есть мейнстрим и требования каналов. Я могу их не слушать, но они хорошие артисты. Я уважаю людей, которые их слушают. Я был на последнем концерте Филиппа в Кремле – немного устал от количества голых жоп его красивых танцовщиц. В остальном получил удовольствие, потом сходил за кулисы, мы поговорили.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Я видел, как настраивается Басков на концерте Пахмутовой. Он хороший артист и мужик – абсолютно искренний, воспитанный, душевный. Я не слушаю Колю в машине, но отдаю должное его таланту.

Из русской музыки я слушаю рок: «Аквариум», «Кино», ДДТ, «Пикник», «Воскресение», Никольского, Маргулиса, Кузьмина. Я согласен с Мазаевым, что главный рокер СССР – Кузьмин. Альбом «Музыка телеграфных проводов» – супер.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

📖Литературная часть: про Сталина и Великую отечественную

Я большой любитель театра – правда, хожу нечасто, потому что работаю вечерами и ночами.

Недавно был в Александринке на спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина». Великолепный Володя Кошевой играет Джугашвили.

Я даже нашел телефон Фокина и поблагодарил – ему было очень приятно. Я антисталинист. Для меня поздравление президента СБР Владимира Драчева с Днем Октябрьской Революции, особенно как представителя «Единой России», выглядит странно.

В основном смотрю спектакли дома, люблю хороший сценарий, хороший язык, нестандартный язык. Что-то скачиваю, многое есть на ютубе. Но важно попасть в настроение: не так давно после работы включил «Ленин в октябре», а потом «Ленин в 1918 году». Прекрасно, когда Ильич едет в поезде и говорит: я должен непъеменно встъетиться со Сталиным. С 50-х и до конца перестройки Сталина отовсюду вырезали, и тогда этих фраз не было. 

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

В середине 80-х я ребенком понимал, что в стране творится херня – слушал ужас на ТВ и Константина Черненко. Тогда я не догадывался, что доживу до момента, когда буду читать примерно такие же тексты на каких-то мероприятиях. Это меня веселит. Вообще, многое напоминает о тех временах.

Иногда приходишь вести детское мероприятие – звучит какое-то говно, которое нам включали еще в 84-м – и дети не понимают смысла. Спрашиваю организаторов: зачем вы это включаете? Мне в ответ: ну это же одобрено местным минкультом. Я начинаю с этим бороться, и ко мне подходят какие-то начальники: что вы делаете, Дмитрий? Я их спрашиваю: а где рэп, где движуха? Ответа нет. Потом ко мне подходят педагоги: мы сами хотели рэп и движуху, нам запретили.

Но на трибуне же сидят начальники… Так мы для детей или для начальников? Я с этим борюсь. И ловлю ощущение дежа вю – по инерции мы к этому пришли. Какие-то жополизы решили, что так будет лучше. И из-за них страдают все.

Дмитрий Губерниев: «Когда работал охранником в казино, пьяный депутат обещал закопать меня в ил»

***

Я очень люблю военную литературу, историю Великой Отечественной войны. Обычно читаю несколько книг одновременно.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Мой друг Леонид Млечин делает очень качественную публицистику. Понятно, что читаю Радзинского, окопную прозу, лейтенантскую прозу, Астафьева… Даже Бондарева из того, что в свое время было разрешено. С интересом читаю и заочно полемизирую с Суворовым и историком Солониным.

Я хочу разобраться в этой войне. Почему? Как? Что за пакт о ненападении? Иногда я слышу, будто бы мы что-то отсрочили, подписавшись с Гитлером. Улыбаться в ответ не приходится, потому что история слишком трагична; но задуматься впору.

ВОВ имеет для меня значение: у меня воевал и погиб дед – первый муж моей бабушки. Я хочу понять, почему мы так много позволили врагу, почему потеряли миллионы людей. Для меня жизнь человека имеет большое значение – в России этого не хватает. У нас человеческая жизнь – мусор, до сих пор.

На 9 мая я всегда выпиваю рюмку водки, хотя не люблю ее. Как правило, я работаю в этот день – то хоккей, то вот ездил в Питер на соревнования детей. Первый раз в жизни был 9 мая в несгибаемом городе.

Блокада меня очень волнует. Я не забуду, как уже журналистом ехал на соревнования в поезде – на какую-то регату в Литву. Мы сидели с питерским тренером, на столе остались крошки печенья – он их собрал и съел: я блокадник.

Душевный разговор с Дмитрием Губерниевым: за что он ценит Баскова, почему не выносит Сталина и как подсел на хеви-метал

Книги про войну читать очень тяжело – знания приумножают скорбь. Поэтому когда читаешь про танковый разгром 1941-го, про Киевский котел… я не могу, мне дурно. А потом слышу разговоры про товарища Сталина, который выиграл войну. И мне хочется спросить: а где он был в первые три дня? В первые три дня товарищ Сталин зассал и никуда не высовывался.

Я всегда интересовался историей и много читал. Например, я знаю, почему белое движение проиграло – все складывалось в пользу красных. В Омске я спросил: почему у вас есть улица Ленина, но нет улицы Колчака? Возникла дискуссия очень жесткая. Но правда – почему?

Я изучаю монголо-татарское иго, сопоставляю, спорю заочно, читал Фоменко, Носовского. Еще 15-17 лет назад мы обсуждали это с Гарри Каспаровым.

Недавно прочитал книгу про секретные протоколы и присоединение Прибалтики. Иногда я понимаю, почему у них есть к нам вопросы. Но точно так же мы понимаем: когда ты ведешь приватную дискуссию с немцами и когда они заставляют нас каяться за допинг… Мы же их не заставляем каяться за все остальное. Эти разговоры с обеих сторон ведут в тупик.

У нас есть телеграм-канал о биатлоне: там больше инсайдов, анонсы интервью и других материалов и, конечно, фото. Подписывайтесь!

Фото: www.imdb.com; stereo.ru; kruiz-rock.ru; nstagram.com/v.kuzmin_official; acdc.com; litres.ru; РИА Новости/Алексей Варфоломеев; instagram.com/guberniev_dmitry; ru.wikipedia.org

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector