Гонщик забыл нажать кнопку на руле – и потерял победу в Гран-при с шансами на титул «Ф-1». Команда его прикрыла
Правда вскрылась только через 20 лет.
Бывший директор по маркетингу «Джордана» Марк Галлахер недавно опубликовал интригующий твит, требующий некоторых разъяснений.
Poor Heinz. We threw an ‘electrical issue’ press statement together to save him any blushes. #WhatCouldHaveBeen #F1 https://t.co/GA6gYK2KzN
— Mark Gallagher (@_markgallagher) 28 апреля 2020 г.
«Бедный Хайнц, – написал Марк, вспомнив о сходе пилота «Джордана» Хайнца-Харальда Френтцена на Гран-при Европы 1999 года. – Мы сказали, что у него были «технические неполадки», чтобы он не покраснел от стыда. #ЧтоМоглоБыБыть».
Позже Галлахер пояснил сказанное. Оказывается, никакой проблемы с болидом не было – пилот и его инженер Сэм Майкл допустили небольшие ошибки, которые вынудили Френтцена остановить машину и привели к серьезным последствиям.
Как потерять победу из-за небольшого просчета
«На болидах есть особая система, предотвращающая глушение двигателя, – рассказывает Галлахер. – Пилот сначала должен ее включить, а потом выключить. Но когда Хайнц выезжал из боксов, то забыл отключить эту систему».
На Гран-при Европы-1999 претендент на титул Френтцен был в ударе: он завоевал поул-позицию и был близок к третьей в сезоне победе. Перед важной остановкой в боксах на 27-м круге Хайнц-Харальд опережал Дэвида Култхарда на «Макларене», и чтобы остаться впереди, следовало провести идеальный пит-стоп. Команде это удалось, однако были допущены две ошибки.
«В автобиографии глава команды Эдди [Джордан] рассказывал, что гоночный инженер Френтцена Сэм Майкл во время выезда пилота из боксов всегда давал команду: «Отмена, отмена». Это означало, что нужно было отключить ту самую систему, прежде чем вернуться на трек, чтобы все было нормально.
Но на «Нюрбургринге» Сэм этого не сделал – лишь поведал пилоту о преимуществе в 4,5 секунды относительно Ральфа Шумахера. Поэтому Эдди считал, что вина во многом на Сэме. Подобного раньше не было. Хайнц в качестве лидера гонки и сама команда ощущали огромное давление. Так что после успешного пит-стопа все были в восторге. Даже слишком.
В порыве эмоций Сэм, возможно, забыл напомнить отключить систему. Сам же Френтцен был тем временем занят сохранением лидерства – система осталась включенной.
Когда Хайнц вернулся на трек, он сообщил о потере мощности. Но, на самом деле, это сработала система, которая «нейтрализовала» болид. Френтцен этого не понял, так что остановил машину у первого поворота и сошел. Только после того, как ее вернули в гараж и запустили двигатель, стало ясно, в чем была проблема».
Команда защитила «своих»
«Джордан» – достаточно сплоченный коллектив, и потому решил спасти Френтцена и Майкла от стыда, объявив о «технических неполадках». Хайнца никто ни в чем не обвинил.
«Невозможно описать, что испытывали все вечером, когда стала ясна причина поражения. – вспоминает Галлахер. – Но никто не злился на Хайнца. Все помнили о двух победах, им одержанных: в Монце и Маньи-Куре. Он всем нравился. При всем уважении к Дэймону [Хиллу], Френтцен был сверхбыстрым, в то время как Хилл был не в лучшей форме.
Фактически у нас была одна боевая машина, которую Френтцен пилотировал на пределе. Он показывал потрясающие результаты. Поул на «Нюрбургринге» – его пик.
Это было лучшее время в его карьере, когда произошло столь трагичное для него событие, разрушившее его шансы на чемпионство. Упрекать за ошибку не стоило. Он и сам все понимал.
Все были спокойны. И вечером после драматичной гонки мы понимали, что шансов больше нет».
А что, если…
Но что если бы именно Френтцен, а не Джонни Херберт выиграл ту гонку? Соперники в чемпионате Мика Хаккинен и Эдди Ирвайн также потеряли очки.
Если бы немец нашел способ сохранить скорость в тех условиях и выиграть гонку, то он покинул бы Германию претендентом на титул за два Гран-при до завершения сезона.
«Сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что если бы Хайнц выиграл ту гонку, то и его карьеру, и «Джордан» ждала бы иная участь, – рассуждает Галлахер. – Пусть мы и финишировали третьими в чемпионате, что потрясающе, но соперничество за титул с Хаккиненом и Ирвайном в последних двух гонках могло бы привлечь еще больше внимания к нашему коллективу.
Бесспорно, «Хонда» пересмотрела бы свою позицию относительно сотрудничества с «Джорданом» и поддержала бы его в будущем («Джордан» использовал двигатели «Муген-Хонда», однако с приходом «БАР» в 2000-м году японская компания пересмотрела свои приоритеты, отдав предпочтение новому партнеру).
В начале партнерство «БАР» и «Хонды» было не особо удачным. Если бы Хайнц финишировал вторым в чемпионате или даже первым, это изменило бы все. Сейчас я в этом уверен».
Как все сложилось в реальности
Вся карьера Френтцена – это открытое пространство для фантазий в виде «что если». Еще в младших сериях он был главным соперником Михаэля Шумахера, который все же попал в «Ф-1» раньше.
Сам Хайнц-Харальд оказался в лучшей серии мира только в 1994 году, подписав контракт с «Заубером». Немец быстро завоевал уважение среди болельщиков благодаря своей стабильности и набрал большую часть очков команды. Уже во втором сезоне он попал на подиум и вскоре был приглашен в «Уильямс» на место Дэймона Хилла.
В сезоне-1997 он одержал первую победу и активно боролся за титул с Шумахером и Вильневом. Интересно, что в свое время некоторые зрители считали, что Хайнц талантливее самого Михаэля. Однако судьбы обоих оказались разными.
После возникших у «Уильямса» проблем с поставщиком двигателей и Жак, и Хайнц покинули команду в поисках конкурентоспособной машины. Так Френтцен и оказался в «Джордане», где блистал в 1999 году. Далее случилось описанное выше, карьера Хайнца пошла на спад. Больше высоких результатов он не показывал, и «Джордан» уволил его по ходу сезона-2001.
Френтцен перешел в «Прост», который вскоре прекратил свое существование. Так что в 2002 году немец начинал чемпионат за рулем «Эрроуза». Однако из-за финансовых проблем команды Хайнцу снова пришлось сменить коллектив -он вернулся в «Заубер». В предпоследней гонке в карьере, Гран-при США-2003, Френтцен взял последний подиум в «Ф-1».
Прогнозы фанатов не сбылись. Хайнцу не удалось превзойти Шумахера. Возможно, не хватило удачи. С 3 победами и 18 подиумами Френтцен ушел из «Формулы-1», не реализовав полностью весь свой потенциал.
Рекорд скорости «Ф-1» в 397 км/ч установили из-за невежества маркетологов. Болид делали ради красивых цифр, инженеры над ним смеялись
Ферстаппен – главный маг дождя в новейшей «Ф-1»! Вспоминаем его мегапрорыв: 13 обгонов за 16 кругов и подиум
Источник: Formula 1
Фото: Gettyimages.ru/Andreas Rentz, Mark Thompson; globallookpress.com/imago sportfotodienst
Источник: www.sports.ru