Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Лукомскому понравилось. А вам?

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Пожалуй, украду фразу Василия Уткина. В 2003-м он назвал финал Лиги чемпионов «Ювентус» – «Милан» «разговором двух телепатов». Это тонкое и точное описание практически для любого матча классных, но осторожных команд. Ко вчерашнему матчу «Ман Сити» – «Арсенал» оно подходит даже лучше обычного («Сити» победил 1:0). 

Вчера мы увидели не просто диалог телепатов, а их беседу о тактике. Не просто взаимную нейтрализацию на фоне осторожности, а набор тактических реакций и контрреакций. Пеп Гвардиола и Микель Артета не столько опасались, сколько слишком хорошо друг друга знали. 

То есть моменты все-таки были (как минимум в первом тайме), но матч получился закованным в рамки категорий, которыми мыслят Пеп и Микель. 

Артета и Гвардиола общаются (и думают) на одном тактическом языке. Это язык позиционного футбола (концепции Juego de Posición). Коротко: это набор принципов, которые помогают эффективно владеть мячом и не теряться под прессингом. Упор именно на тактическую дисциплину, а не на качества игроков или импровизацию. Для отработки принципов на тренировках поле разбивается на 20 зон. Игроки должны контролировать заполнение зон в зависимости от положения мяча и схемы соперника.

Это весьма трудная для освоения концепция (подробнее описывал тут). В штабе Гвардиолы любят сравнивать ее как раз с изучением нового языка. «Сначала мы учим с игроками цифры, потом дни недели, потом глаголы», – подчеркивал экс-помощник Пепа Доменек Торрент.

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Артета и Гвардиола не просто верят в эту концепцию (следовательно, любую проблему будут решать в ее рамках), но и работали вместе три с половиной года в «Сити». «Я скучаю по работе с Пепом. Мы все еще большие друзья. Восхищаюсь им. Нам было в радость работать вместе. Все еще очень часто с ним общаюсь. Мы обсуждаем многое – личную жизнь и вообще все. Гвардиола оказал огромное влияние на меня», – делился Микель Артета уже после перехода в «Арсенал».

Гвардиола использовал три разные схемы, чтобы нейтрализовать план Артеты

Испанские тактики так постарались, что схематично отобразить происходившее на поле невероятно трудно. Слишком много гибридных ролей и трансформацией. Базис был примерно таким:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Но в разных стадиях схемы трансформировались (ниже на примерах будет нагляднее). Для «Арсенала» это привычная ситуация – при Артете команда использует гибрид. В прессинге и при обороне – 3-4-2-1 (5-4-1), а при розыгрышах – 4-3-3/4-2-3-1. 

Гвардиола в последнее время много экспериментирует, а тут еще лишился Кевина Де Брюйне – и в любом случае вынужден был изобретать новый план под конкретный матч. Он решил оттолкнуться от соперника, поэтому тоже придумал трудную гибридную формацию. 

Пеп знал, как трансформируется «Арсенал», и на каждую трансформацию нашел ответ. Например, в розыгрыше под прессингом «Сити» играл с четверкой – Уокер, Диаш, Родри, Аке (а Канселу становился центральным полузащитником). Гвардиола понимал, что у «Арсенала» в этой стадии для прессинга 3 футболиста (Обамеянг, Виллиан, Пепе). Получал ситуацию 4-в-3 (как и положено, по принципам позиционного футбола):

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Иногда дополнительным игроком в прессинг выдвигался Гранит Джака. Тогда в центре возникала дыра и уместно было сыграть дальним пасом:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Кстати, порой для образования четверки опускался не Родри, а Бернарду:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Но в позиционной обороне у «Арсенала» другая формация – 5-4-1. Когда «Сити» оказывался на чужой половине поля они располагались совсем по другому – один центральный защитник (больше не надо, так как нет давления), Уокер и Аке расходятся по флангам, Родри между ними (выше заполнение всех флангов и полуфлангов со сменой позиций):

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Эту схему можно записать как 1-3-6 (1-3-1-5, когда Бернарду играл чуть глубже). Уокер как правый защитник, а игроки выше заполняют все части поля равномерно:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

В прессинге и при обороне «Сити» использовал схему 4-4-2 (или даже 4-2-4), где Канселу уже играл правого защитника, Уокер – центрального, а Родри – в опорной. Начиналось все с атакующей четверки. Фоден и Марез давят на центральных защитников (предварительно перекрыв пас на фланговых), дальше давление поддерживают Агуэро и Стерлинг (при необходимости еще Бернарду и Родри):

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Такая схема давления была особенно уместна, потому что при розыгрыше мяча «Арсенал» всегда переходил на четверку (Тирни становился левым защитником, а Сака поднимался выше).

В перерыве Артета адаптировался 

Артета не стал выдумывать столько новых приемов. В интервью Sky Sports перед стартом сезона Микель говорил о рисках слишком резких изменений: «Мы должны быть универсальнее. Соперникам будет труднее нас контролировать, если мы освоим две или даже три схемы, не сведя при этом игроков с ума. Принципы будут одинаковыми, но схема может меняться, чтобы по-особенному атаковать или обороняться в конкретном матче».

Кстати, немного похоже на укол в адрес Пепа, который в больших матчах часто «сводит игроков с ума». Один важный сюрприз Микель все-таки заготовил – Виллиан как ложная девятка. Но основная активность пришлась на перерыв. Когда тренер «Арсенал» оценил, что делает соперник. 

Как минимум, одну проблему он исправил. Команда стала иначе разыгрывать мяч. Теперь постоянно в линию к центральным защитникам опускался Джака или Себальос, а крайние защитники шли повыше:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

При схеме прессинга «Сити» это было разумным ходом и давало ситуацию 3-в-2 (опять все по канонам Juego de Posición). «Арсенал» улучшил контроль – 48% во втором тайме против 36% в первом. Но к моментам это не привело. Лучше стало только в первой стадии.

Второй тайм получился чудовищно стерильным и построился на схожих принципах тренеров. Оба настаивают на контролируемом продуманном розыгрыше, оба хорошо подготовили команды к этому и прочитали прессинг друг друга (сразу или по ходу матча). Полная взаимная тактическая нейтрализация. 

Получился матч очень качественных оборонительных перепасовок

Матч не был совсем унылым даже в классическом понимании. Но обострения рождались из редких хаотичных ситуаций (и со стандартов – например, у «Арсенала» 8 из 11 ударов после них).

Большую часть матча мы наблюдали сценарий: прессинг против продуманных розыгрышей, где обе команды были слишком хорошо готовы к прессингу соперника и удерживали мяч практически без продвижения. 

Косвенное отражения этого – карты передач. Вот «Арсенал» – без продвижения через центр и минимальной связью между атакующими игроками:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

А вот «Сити». Команда больше владела мячом, поэтому вовлеченность у игроков повыше, но все самые популярные направления передач (самые жирные стрелки) между оборонительными игроками:

Гвардиола и Артета выдали матч чисто для гиков. Они слишком хорошо друг друга знают

Гвардиола с Артетой определенно хорошо повеселились. Проблема в том, что веселились только они.

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: East News/Alex Livesey; Gettyimages.ru/Fred Lee

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector