Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки
И все – после пафосной речи о «чемпионате-марафоне».
Льюис Хэмилтон прибыл в Азербайджан после провала в Монако уже не лидером общего зачета «Формулы-1» – в четырех очках позади Макса Ферстаппена. И отыграться в Баку сходу тоже не получалось: «Мерседес» мучился все пятничные тренировки, и только после установки экстремального гибкого антикрыла со сниженным уровнем лобового сопротивления №44 ворвался в битву за топ-3.
«Мерседес» перевернул Гран-при Баку заменой одной детали. Поставил Хэмилтону особое антикрыло и взлетел в топ-3 после провала в практиках
Правда, после старта с первого ряда и захвата лидерства на третьем круге Льюис финишировал позади Мазепина, упустив шанс обогнать сошедшего из-за прокола Ферстаппена. И винить семикратному чемпиону некого: если победу у него отняла команда долгим пит-стопом на 4,6 секунды, то подиум и возврат первого места в чемпионате Хэмилтон слил уже сам – чрезмерным риском на рестарте.
Ситуация сложилась однозначная: до финиша – 2 круга, перед №44 – только Серхио Перес (которому до битвы за титул – 60 очков), а за второе место дают полновесные 18 баллов (то есть теоретически при сохранении позиции Льюис уезжал из Баку с гандикапом в 14 очков перед Ферстаппеном). И семикратный вроде бы все понимал – потому что в режиме красных флагов напомнил команде о «сезоне-марафоне, а не спринте» (дал понять, что рисковать на последних кругах смысла нет).
Но на рестарт Хэмилтон выехал в максимально боевом режиме: прогрел тормоза до максимума – они аж задымили.
Активно атаковал Переса.
Попробовал выиграть у Чеко точку торможения, но…
Итог – как раз поездка в карман безопасности.
Все, 18 очков потеряны!
«Я задел кнопку, которая отключает тормоза, так что просто поехал по прямой на рестарте. Мне очень жаль, хотел бы извиниться перед ребятами и девушками в нашей команде. Без понятия, как я задел этот «магический» переключатель», – оправдался после финиша семикратный чемпион.
Что за «магический переключатель»? По объяснениям технического эксперта и ведущего шоу Tech Talk на F1 TV Крэйга Скарборо, – настройка, разогревающая тормоза в экспресс-формате с помощью особых установок баланса тормозов и гибридного накопления энергии. Похоже, Хэмилтон объяснил неудачу именно случайным включением редкого режима перед первым поворотом: тормоза снова вошли в режим повышенного прогрева (хотя и без того уже дымились), и потому колеса просто заблокировало.
Звучит логично? Да, если не знать о любви Хэмилтона к такой фишке на рестартах: он в принципе использует подобный подход при необходимости отвоевывать лидерство при атаке с места.
Отличный пример – прошлогодний Гран-при в Муджелло: смотрите, как №44 атаковал Боттаса на первом рестарте.
А вот второй рестарт с той же гонки – и никакого дыма из тормозов, когда Льюис уже занимал комфортную первую позицию.
Зачем же №44 это делает? Для максимизации шансов на обгон в первом повороте. Хэмилтон с первого же сезона в «Ф-1» прославился как один из лучших по работе с педалью тормоза: он мастерски выбирал места максимально безопасного замедления (чтобы вписаться в поворот) и давил со всем возможным усилием.
Хэмилтон учился технике поздних торможений в 8 лет, влетая в соперников и грязное озеро. Теперь это главная фишка его пилотажа
Однако для эффективного использования комбинации позднего и самого резкого торможения колодкам нужна достаточно высокая температура: если недобрать баланса градусов и силы, то скорость не сбросится с нужным темпом, и машина столкнется с недостаточной поворачиваемостью – пострадает траектория. Однако если перебрать хотя бы с одной из переменных – колодки просто заблокируют колеса, те перестанут проворачиваться и заскользят по асфальту, вообще не слушаясь руля. Именно это и случилось с Хэмилтоном.
Виновато ли случайное задействование редкой настройки (она обычно требует где-то пяти переключений на руле)? Да, вполне может быть. Но все-таки более вероятна пилотажная ошибка, связанная со свойствами трека.
Все-таки путь к первому повороту в Баку – один из самых коротких в календаре: следовательно, у Хэмилтона (по сравнению с эпизодом в Муджелло) было намного меньше места для атаки. И зона замедления соответственно тоже в несколько раз короче – а значит, для выигрыша торможения давить на педаль надо было еще позже и резче. Кажется, ровно это и пытался провернуть семикратный чемпион – и чуть-чуть перестарался. Никакой магии.
Зачем же Льюис так рисковал? Конечно, 18 баллов и преимущество в 14 очков – прекрасный исход для не самого удачного Гран-при. Но сезон явно пошел не по плану «Мерседеса»: «Ред Булл» все быстрее, а у W12 регулярно возникают проблемы со сцеплением. Сейчас развернулась равная борьба за титул, но инициатива постепенно уходит к Ферстаппену – вероятно, к концу чемпионата исход могут решить даже один-два балла. Лишние семь очков при таком раскладе выглядят солидным дополнительным кушем – весьма достойным риска. Особенно когда ты – теоретически лучший в запланированном деле и уже проворачивал желаемое раньше.
Может, Хэмилтону и правда помешал случай, но Льюис в любом случае готовился к активной атаке и битве с Пересом. Он шел ва-банк – и проиграл. В «Формуле-1» такое бывает даже с семикратными чемпионами.
Гран-при Азербайджана: Ферстаппен сошел из-за прокола, Хэмилтон ошибся сам, а победа ушла Пересу
Прокол на прямой отобрал у Ферстаппена победу. Похоже на вину производителя шин – резину как раз «улучшили» ради безопасности
Шикарный Феттель: красиво обгонял (уделал Боттаса и «Феррари»!), взлетел на 9 позиций и взял первый подиум в новой команде
Фото: twitter.com/f1; REUTERS/Maxim Shemetov; globallookpress.com/HOCH ZWEI
Источник: www.sports.ru