«Ход королевы» – мини-сериал о гениальной шахматистке, наркотиках и одиночестве

Неожиданный претендент на сериал года

Девятилетняя девочка из приюта обнаруживает у себя талант к шахматам и параллельно пристрастие к транквилизаторам. В 13 (15) лет ее удочеряют, и вскоре для девочки из Кентукки начинается профессиональная шахматная карьера среди мужчин и одновременно тяга к алкоголю. Художественная история от Netflix в семи эпизодах на фоне Холодной войны и других прелестей 60-х.

Одиночество как цена гениальности. Наркотики и алкоголь как способ сбить эту цену

Элизабет «Бет» Хармон (Аня Тейлор-Джой) попала в приют для девочек после автокатастрофы, в которой погибла ее мать – доктор математических наук с суицидальными наклонностями. В приюте Бет быстро решает математические задачи, знакомится с уборщиком, который в своем подвале и учит ее игре в шахматы. А еще она играет по ночам, мысленно и на потолке, помогают в этом транквилизаторы – их выдают всем девочкам как успокоительное. В этих подвально-потолочных, физически-ментальных, природно-психотропных гранях и возникает шахматный гений Бет Хармон.

«Ход королевы» как раз и исследует пропорции, из которых состоит гениальность шахматистки Хармон. Природные наклонности, тренировки, допинг – приоритет внутри этой триады будет меняться на протяжении всего сериала. Все это в поисках основной причины успеха героини.

Важный для сериала вопрос формулирует учитель Бет мистер Шейбл: «Таким людям, как ты тяжело. Две стороны одной медали: у тебя есть дар, а есть и его цена. Неясно, сколько это в твоем случае…». Это монолог-флешбек происходит в моменте, когда главная героиня в пьет пиво в зоопарке, пока ее приемная мама с ухажером разглядывают зверушек. Этим же занят и ее шахматный соперник Василий Боргов со своей семьей. Бет же пьет пиво, одна.

Флешбеки – ключ к идее сериала. Поэтому ответ на вопрос «какова цена ее дара?» дает родная мама: «Сильнее всех тот, кто не боится быть один. Опасаться нужно других людей». Эту установку Бет Хармон проносит сквозь всю жизнь, шахматистка платит одиночеством за гениальность, а таблетки и алкоголь – средства компенсации. Героиня несколько раз пытается сойтись с людьми: девочка Джолейн из приюта, мистер Хэйбл, приемная мама, Таунс, Белтик, Бенни Уотс – каждого из них в той или иной части сериала можно назвать ее другом. Но расставания почти всегда даются Бет легко, а на смену людям приходят мартини и хлордиазепоксид.

«Ход королевы» больше концентрируется на одиночестве героини, а не на ее зависимостях (если, конечно, не учитывать зависимость от шахмат). Поэтому здесь нет сцен, где на трезвую голову Хармон беспомощна во время игр, нам не нужно переживать есть ли у нее таблетки в сумочке перед финальной партией и уж тем более задаваться вопросом: хотим ли мы успеха героини или чтобы она ничего не принимала? Такой дилеммы у авторов, кажется, нет, и они не обременяют ей зрителя.

Шоуранер сериала – сценарист «Логана» Скотт Фрэнк. Консультант – Гарри Каспаров, он же мог сыграть Боргова

«Ход королевы» (в оригинале The Queen’s Gambit – «Ферзевый гамбит») снят по одноименному роману Уолтера Тевеса. Это выдуманная история и героиня. Прототип Элизабет Хармон среди шахматисток найти так и не смогли. Среди мужчин ближе всех определили Бобби Фишера (видимо, из-за проявленной в раннем возрасте гениальности и параноидальным наклонностям в позднем возрасте).

В сериале характер героини сравнивают с Полом Морфи (американский шахматист из середины 19 века, сторонник интуитивного атакующий стиля, страдал от паранойи),  упоминают Вильгельма Стейница (первый официальный чемпион мира, лечился в психиотрической больнице) и Александра Алехина (четвертый чемпион мира, были большие проблемы с алкоголем) и других гроссмейстеров, игравших до начала событий сериала (конец 50-х – 60-ее).

Сценарий для киноадаптации еще в 90-е написал Алан Скотт. Его несколько раз пытались экранизировать, ближе всех был Хит Лэджер («Темный рыцарь», «Горбатая гора»). «Ферзевый гамбит» должен был стать режиссерским дебютом актера, уже даже утвердили Эллен Пейдж на роль Бет Хармонн, но Хит Лэджер скоропостижно скончался и проект не реализовали. Вновь историей заинтересовались уже в 2019, когда Скотт Фрэнк (соавтор сценария «Логана» и шоуранер «Забытых богом») переработал текст Скотта и предложил его Netflix.

За логику и достоверность шахтманых партий в «Ходе королевы» отвечал Гарри Каспаров. Тринадцатый чемпион мира стал консультантом сериала, хотя Скотт Фрэнк предлагал ему роль антагониста Бет Хармон советского игрока Василия Боргова, но Каспаров отказался. У всех партий, которые показаны в сериале более-менее подробно, есть прототипы из реальной жизни. Так в основе финальной встречи Боргов-Хармон игра 1993 года Иванчук-Волфф, которую команда Каспарова адаптировала для соответствия сценарию. О других реальных партиях, которые стали основой для важных игр Бет Хармон в сериале, можно узнать, например, из разбора российской шахматистки, двенадцатой чемпионки мира Александры Костенюк.

Помимо шахматного аспекта сериала Каспаров давал советы Скотту Фрэнку по изображению всего советского. Благодаря таким рекомендациям в «Ходе королевы» появились агенты КГБ, без которых выезд известного шахматиста за границу был невозможен (в оригинальной книге их не было). А сцена в лифте, где Боргов с другими советскими игроками обсуждает Хармон и говорит, что «она такая же как и мы – ей терять нечего», вообще придумана Каспаровым.

Шахматы в «Ходе королевы» – это зрелище и средство победы над Холодной войной. Аня Тейлор-Джой – королева среди американских примадонн и советских джентльменов

Но и без Гарри Каспарова, у «Хода королевы» прекрасный актерский состав. Билл Кемп («Темные воды») в роли уборщика-учителя. Гарри Меллинг (Дадли Дурсль из «Гарри Поттера») в роли Гарри Белтика, и контрастный по характеру, но схожий по нарративной функции Бенни Уоттс в исполнении Томаса Сэнгстера (Джоен Рид из «Игры престолов»). Приемная мама Мариэль Хеллер, как для актрисы для нее это главная роль в карьере, все же она больше снимает и пишет, чем играет сама – Хеллер – режиссер «Сможете ли вы меня простить?» и «Дневника девочки-подростка». А лучшего советского шахматиста Боргова играет поляк Марцин Дороциньский, который хоть и старается, но все же реплики на английском ему даются проще русской речи. И, конечно, удивительно точный кастинг Айлы Джонстон на роль маленькой Бет, которую мы видим на экране всю первую серию, у нее ровно тот же взгляд и мимика, что и у главной актрисы сериала.

Аня Тейлор-Джой была вовлечена в сериал на ранних этапах производства. Без нее сериала бы не было – Скотт Фрэнк называл ее первым и единственным кандидатом на главную роль. До «Хода королевы» главными работами актрисы были трилерры-ужасы «Ведьма» Роберта Эггерсса, где она была блондинкой, и «Сплит» Найта Шьямалана, там она брюнетка. У Бет Хармон рыжие волосы и на этом настояла сама Тейлор-Джой: «Первое, что я сказала Скотту, – Бет должна быть рыжеволосой. Для меня это было чем-то обязательным: я хотела, чтобы она выделялась в окружении как белая ворона». Актриса влияла и на костюмы персонажа. В итоге, следить за трансформацией образов Бет Хармон (нарядов, причесок, макияжа) – это отдельное удовольствие, которое отражает развитие характера персонажа, сюжета всего сериала и эпохи 60-х, в которой происходят события.

«Мы обе в детстве были одинокими – это объединяет меня и Бет. Мы обе были в поисках своих миров, где нас бы ценили те, кто этим мирам не принадлежит. Я нашла такой мир в актёрской профессии, а Бет — в шахматах», – Аня Тейлор-Джой о роли Бет Хармон.

Сцены шахматных партий визуально выстроены по похожим принципам: симметричный общий план с двумя игроками по разные стороны от шахматной доски, на доску всегда направлен свет (солнечный, или одиноко висящая лампа/прожектор над столом), а фигуры шахматистов в полутени, другой важный ракурс – крупный план лиц игроков с акцентом на взгляд, направленный непосредственно в камеру и на зрителя (с точки зрения самого героя – на другого героя). Это базовые принципы демонстрации шахматной игры в «Ходе королевы», которые трансформируются в зависимости от напряженности партий и состояния главной героини. Поэтому с развитием сериала и персонажа камера чаще уходит от симметрии, появляются панорамирование, вертикальные планы.

Каждая партия, которая показана в «Ходе королевы» подробно, открывает нам новую Бет: игра с мистером Шейблом – задиристая девочка, подрывающая авторитет учителя; игра с Таунсом – невинный подросток, испытывающий первое влечение к мальчику (шахматы в этой сцене становятся метафорой флирта или даже первого секса); игра с Белтиком – нервный подросток, который пытается найти себя; игра с Гиревым – вспыльчивая учительница, воспитывающая такого же юнца, каким была и она (эта сцена – импровизация Ани Тейлор-Джой, актер, сыгравший Гирева не знал, что что она начнет ходить во время партии) и т.д.

События «Хода королевы» разворачиваются на фоне Холодной войны, поэтому неудивительно, что финальным боссом для Бет Хармон становится советский гроссмейстер. Русские подаются как противники, но сериал насколько может избегает стереотипов и пошлостей, иногда даже высмеивает американский подход к тем событиям: через ироничные реакции Бет на запреты со стороны приставленного к ней представителя Госдепа в поездке по СССР. Советские шахматисты хоть и выглядят сурово, но на деле оказываются галантными и уважающими соперника. Поэтому контраст между США и СССР проявляется не в оппозиции добро и зло, а на уровне индивидуальное-коллективное.

В шахматном смысле «Ход королевы» и вовсе говорит об СССР, как о более развитой стране, где на крупных турнирах играют не пластиковыми фигурами, где шахматы – основное развлечение дедушек в парке, где ценят талант и не смотрят на гражданство и пол, где Элизабет быстро становится Лизой.

Телеграм-канал: https://t.me/diegesismimesis

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector