Пилота «Ф-1» выбили на последнее место, вибрации от шины вырывали руль из рук – но он распугал соперников обгонами, пересидел всех и выиграл
Помогли скилл, опыт проигранных Гран-при и чуть удача.
Гран-при Сахира подарил новый поворот в абсолютно голливудской карьере Серхио Переса: 30-летний мексиканец после 10 сезонов в «Формуле-1» и 190 гонок без побед (зато с девятью подиумами) подходил фактически к завершению выступлений в лучшей серии мира после разрыва контракта со стороны «Рейсинг Пойнт» ради Себастьяна Феттеля. Но в предпоследнем Гран-при 2020-го Чеко внезапно выпал шанс на первое место – и он его полностью реализовал, показав всему миру, какого же пилота теряет «Формула-1».
Новому зрителю со стороны могло показаться, будто Пересу на самом деле просто повезло с двойным самосливом «Мерседеса» из-за неразберихи на пит-стопе, проколом Джорджа Расселла и неудачным заездом в боксы для целого ряда конкурентов Серхио (прямо перед виртуальным автомобилем безопасности шины сменили Даниил Квят, Карлос Сайнс и Даниэль Риккардо – потеряв около 10 секунд относительно более удачливых соперников).
Все так: Пересу действительно повезло со всем вышеперечисленным. Но все-таки пятиминутка фарта произошла уже после того, как Серхио выбили с третьего места на последнее на первом круге – и Чеко пришлось прорываться сквозь весь пелотон. Его темп оказался просто невероятным – причем №11 гнал на испорченных шинах и с трудом удерживал руль. Да и вообще прямо перед стартом Гран-при у «Рейсинг Пойнт» даже не хватало запчастей для сборки целого болида – так что голливудская история победы Переса точно не ограничивается одним лишь везением.
Неделю назад внезапный пожар отобрал у Серхио подиум и едва не оставил без машины
Помните Гран-при Бахрейна? Он начался взрывом (из-за аварии Грожана) и закончился тоже пламенем: за три круга до финиша двигатель на «Рейсинг Пойнт» Чеко отказал и обеспечил болельщикам еще одно красочное файер-шоу.
View this post on Instagram
В тот момент Серхио уверенно ехал на второй подиум подряд – можете представить себе его эмоции.
Отремонтировать деталями со второй машины тоже не получилось: болид Ланса Стролла тоже неслабо пострадал после жесткого контакта с Даниилом Квятом.
View this post on Instagram
В итоге будущий «Астон Мартин» столкнулся с нехваткой запчастей: на целые авто просто не набиралось! Пришлось подключать голливудские спецэффекты.
«Неделю назад одна машина пострадала от сильного удара, другая оказалась в огне, – рассказал шеф «Рейсинг Поинт» – У нас закончились запасные детали – мы не могли собрать оба болида. Ребятам на базе пришлось упорно работать днем и ночью, и мы отправили туда личный джет Лоренса Стролла. В четверг детали все-таки перевезли в Бахрейн, и мы собрали машины».
Новый победитель Гран-при «Ф-1» – двойник Тома Круза. А его сезон (и карьера) – чистая «Миссия невыполнима»
Перес выбрался на подиум уже на старте – но ошибка соперника выбила его на последнее место
Чеко отлично выступил в квалификации на свежесобранном болиде: приехал пятым, уступив лишь «Мерседесам», Ферстаппену на «Ред Булл» и Шарлю Леклеру на «Феррари». Первые несколько километров гонки получились: №11 умно воспользовался разборками между фаворитами и отыгрвал по позиции чуть ли не в каждом повороте, занимая любые возможные свободные места.
В третьем повороте он вынудил Макса затормозить пораньше, сдав подиумную позицию, и въезжал в вираж готовым атаковать Боттаса – но Серхио накрыл чрезмерный энтузиазм Шарля Леклера.
View this post on Instagram
Леклер лез на подиум: заблокировал колеса, вынес соперника и улетел в стену. Туда же укатился Ферстаппен – уворачивался от аварии Шарля
Шарль получил штраф в три позиции на старте Гран-при Абу-Даби, но вряд ли наказание пилота «Феррари» утешило бы в тот момент мексиканца: он очутился на последнем месте. Более того, с оквадраченными шинами ему пришлось еще и заезжать в боксы – то есть терять лишние 20 секунд. Только гоночный инженер помог ему не упасть с духом обещанием: «в этой гонке еще может многое произойти».
View this post on Instagram
Да, он оказался чертовски прав.
Перес испортил шины до огромных некомфортных вибраций. Они временами вырывали руль из рук
Сход Леклера и Ферстаппена в стартовой аварии частично и поправил положение мексиканца: ему не пришлось отыгрывать на трассе все 20 секунд отставания от пелотона благодаря выезду автомобиля безопасности. Но все равно Чеко потребовалось быстро гнать, доставая Кими Райкконена – и в том же злополучном третьем повороте №11 заблокировал не успевшую прогреться шину и оставил на ней ощутимую проплешину.
Момент ошибки не попал в трансляции и нарезки с повторами – но сам по себе здорово всполошил и гонщика, и командный мостик. На обсуждение дальнейшей стратегии ушло несколько кругов, пока Чеко догонял финна: в «Рейсинг Пойнт» реально обсуждали возможность еще одного пит-стопа до завершения режима сэйфти-кара. Но в итоге стороны отказались от риска догонять пелотон вновь – и Перес бросился в бой на рестарте прямо с вибрациями.
Правда, проблема совсем не исчезла. Когда Серхио после череды обгонов преследовал Албона на 21-м круге, его предупредили по радио: успех остатка отрезка целиком и полнстью будет зависеть от «работы над поврежденной передней левой шиной». Именно тогда вибрации машины из-за проплешины стали максимально ощутимыми.
«Было трудно удерживать руль в руках», – даже признался победитель после финиша в интервью Autosport, когда его спросили об этом радиообмене.
Даже с пропшлешиной Перес выдал длиннейший и стабильнейший отрезок – гнал быстрее и дольше конкурентов
Думали, вибрации и трудности с управлением сдержали мексиканца? Тогда посмотрите на этот график.
Это расчет кругов пилотов, претендовавших на подиум на Гран-при Сахира – в соотвествии с поправкой на износ шин и расход топлива (с использованием регрессии, круги за ск заменены медианными временами – спасибо блогу ProjectF1). Обратите особое внимание на первый отрезок: Перес гнал быстрее всех конкурентов на схожей тактике одной остановки в боксах – и Стролла, и Окона, и Албона – примерно на 0,25 секунды с круга (или на 0,5 секунды с более обычного по размерам круга «Ф-1» по сравнению с очень коротким на этом Гран-при).
Более того, к середине отрезка он даже сравнялся по темпу с гонщиками на стратегии с двумя пит-стопами – Риккардо и Сайнсом (последний вообще как раз занимал реальную третью позицию).
И нельзя все списать на более свежие шины. Во-первых, их новизна компенсировалась необходимостью быстро догнать пелотон и пропшлешиной, а во-вторых, до выезда автомобиля безопасности соперники проехали на данных покрышках всего полкруга и тут же получили возможность сохранить их ресурс. Перес по сути оказался ровно в тех же условиях, но все равно остановился в боксах вновб на шесть кругов после Окона и на пять – после Стролла (лишь Албон просидел на трассе столько же, но его темп оказался намного хуже).
Как же Чеко удалось? Просто он – лучший в «Ф-1» по работе с шинами в поворотах.
«Когда он в поворотах, то просто чувствует, что надо делать с покрышкамии, – объяснял технический директор команды в подаксте Beyond The Grid. – И невероятно точно контролирует педаль газа. Словно в него встроен трэкшн-контроль! Главное – пережить первые круги, а затем Чеко ловит ритм воскресного дня и превращается в одного из лучших пилотов».
Будущий безработный выжал 48 кругов из шин и уступил только Хэмилтону. Он – лучший в «Ф-1» по работе с резиной, но команда от него избавилась
На шине с проплешиной Перес еще и мастерски обгонял. Буквально распугивал конкурентов скоростью
Одним лишь высоким средним темпом дело не ограничилось: прорыв №11 не состоялся бы без стильных и эффектных атак. Здесь можно посмотреть все его обгоны за Гран-при.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Но особенно хорошо, стильно и мастерски выглядят атаки на главных конкурентов в середине пелотона! Соперники буквально пугались темпа и маневров Переса – к примеру, Себастьян Феттель.
Смотрите, Перес хорошо выстрелил из поворота и пошел в атаку на «Феррари» и «Ред Булл».
№5 не выдержал напряжения и заблокировал колесо! Помог, конечно, и «грязный воздух» от болида Албона, но без давления Чеко Себ бы так просто не ошибся.
И объехал Феттеля на раннем ускорении!
Следующий обгон Чеко – Ландо Норрис из «Макларена». Англичанину хватило одной маленькой помарки, чтобы пропустить Албона – а Перес воспользовался ситуацией и тоже отхватил еще одну позицию.
View this post on Instagram
«Он очень умно это провернул, – объяснил эксперт Sky Sports F1 и бывший пилот «Ф-1» Энтони Дэвидсон. – Два машины боролись между собой и заехали очень глубоко, а Перес уже думал в этом моменте о следующих поворотах. Вот насколько он все продумывает!
Если здесь удержать машину справа, эта траектория даст возможность шикарно выстрелить в следующем вираже.
И Норрис с худшим разгоном остался позади».
Следующий в списке обгонов – уже Албон. И борьба с ним вышла максимально символичной.
Чеко атаковал «Ред Булл» очень издалека – хотя назвать его маневр «атакой» было бы неправильно: просто сместился ближе к внутренней траектории, чтобы отметиться в зеркалах заднего вида №23 и показать «да, я здесь». И, похоже, Албон немного испугался – потому что Алекс тут же потерял контроль над задней частью и уехал с выгодной траектории.
И снова: лучший разгон – и +1 позиция.
После второго пит-стопа Перес поехал еще быстрее – и вновь пугал соперников и оформлял обгоны
Сменив шины на «хард», Чеко оказался позади напарника и Окона – и атаки на этих двоих оказались ключевыми для судьбы заезда.
Mighty from @SChecoPerez! 💪#SakhirGP 🇧🇭 #F1 pic.twitter.com/nRHmYcpwfo
— Formula 1 (@F1) 8 декабря 2020 г.
Особенно стильной вышла борьба со Строллом: Ланс на более мягкой резине, Чеко атакует по внутренней, и…
№18 заблокировал колесо и уступил позицию! Как видите, иногда можно не бросаться в смелые атаки, а просто умно и грозно давить на конкурентов, тщательно рассчитывая траектории.
Между прочим, в данной фазе гонки Перес целиком и полностью доказал притязания на подиум: посмотрите на график динамики отрывов пелотона от Джорджа Расселла.
Чеко съездил за новыми шинами примерно в одно время с пилотом «Мерседеса» (на два круга позже) – и оказался единственным (за исключением Боттаса) гонщиком, способным поддерживать темп восходящей звезды «Ф-1». Посмотрите на отрезок с 49-го по 55-й: только у №11 кривая отрыва не растет вверх – а ведь тогда Расселл неистово атаковал, стремясь компенсировать проигранное из-за неправильного режима мотора время.
То же самое можно сказать и о следующем ключевом отрезке гонки: когда Перес оказался в лидерах, а Джордж стремительно прорывался через пелотон на свежем «медиуме» после череды неудачных пит-стопов. Как видите, остальные отставали от мексиканца и англичанина с колоссальной стремительностью – но Чеко на изношенном «харде» проигрывал чемпионской машине всего где-то в среднем по 0,2-0,3 секунды с круга и контролировал отрыв!
В итоге Чеко привез на финиш Окону и Строллу больше 10 секунд – ужасно много для середины пелотона. Особенно при отрезке всего в 18-20 кругов.
Кто-то еще может заметить, будто Пересу повезло не поехать на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности, как поступили «Мерседесы» и тот же Албон. Но и здесь сыграл роль исключительно трезвый расчет: «Рейсинг Пойнт» специально отказался от таких стратегических решений после упущенного подиума на Гран-при в Имоле!
«Мы обговорили эту ситуацию еще до гонки, – объяснил Перес. – И решили оставаться в любом случае. Выучили урок Имолы».
Квят выдал суперкруг: мощно обогнал три болида и едва не ворвался на подиум. Красивое прощание с «Ф-1»
Так что, может, везение и помогло мексиканцу выиграть. Но он со своей стороны сделал абсолютно все, чтобы не дать остальным гонщикам даже шанса – и, похоже, приехал бы на подиум даже без появления автомобиля безопасности. Пожалуй, мало кто в «Формуле-1» сейчас гоняет круче Чеко – и, похоже, он уходит на пике. Почти как Нико Росберг в 2016-м – только без чемпионского титула.
«Ф-1» в слезах: рыдали шедший 190 гонок к победе Перес, Расселл, парень с первым подиумом и сын Шумахера (он выиграл «Ф-2»)
«Джордж вернул мне слипстрим – у нас хорошие отношения!» Лучшие радиопереговоры Гран-при Сахира
Сменщик Хэмилтона рвал к первой победе в «Ф-1» даже после фэйла на пит-стопе. Обогнал Боттаса дважды – но сказку остановил прокол
Фото: REUTERS/Bryn Lennon
Источник: www.sports.ru