Поход = особая романтика + жесткий режим и диета на 3000 ккал. Новый выпуск подкаста «Три калеки»!

Привет. Это подкаст «Три калеки», придуманный разделом «Здоровье» на Sports.ru. Мы – Алена Груздева, Саша Бушмакин и Денис Ярославцев – офисные работники, которые решили, несмотря на свои хронические болячки, попробовать тренировки по максимальному числу видов спорта. Зачем? Нам хочется, чтобы вы немного развлеклись, наблюдая за нашими приключениями, и сами могли быстрее найти спортивное хобби по душе. Вдруг это будет дартс или вейкборд?

Новый выпуск о том, как Саша отправился в поход на Алтай. Ссылки на эпизод – в конце поста, а перед ними – нерассказанная на подкасте история от Саши о том, как он чуть не остался на холодную ночевку в горах.

***

Этим летом я поддался общему настроению путешествовать по России и поехал в свой первый в жизни поход – на Алтай. Не в модное организованное путешествие с комфортными ночевками и авторскими обедами, а именно в олдскульный поход со всеми вытекающими. Горные категорийные перевалы (пусть и самые простые), ультраранние подъемы, броды ледяных рек, ночевки в палатке у горных ручьев. Великолепно.

Описывать поход – интересное дело. Это можно сделать либо парой слов («сложно и нервно, но незабываемо красиво»), либо рассказывать бесконечно. Потому что поход – это, конечно же, истории, которые ты не устаешь рассказывать всем своим знакомым и которые становятся важной частью твоей личной коллекции воспоминаний.

Еще сильно меняется восприятие похода с течением времени. Если попросить меня описать ощущения во время переходов (да или даже привалов), вряд ли можно получить в ответ что-то неругательное. А со временем эмоции остывают, конечно же. Именно поэтому так важны аудиодневники, которые мы записываем в рамках «Трех калек».

Так вот, истории. Многие я рассказал в подкасте, а для тизера выпуска поделюсь той, что не вошла. О том, как я был в минуте от холодной ночевки.

На шестой день похода у нас был запланирован первый перевал. Мы должны были подняться на 450 метров, пройти через седловину перевала Кульдора Восточный, спуститься еще на 750 метров и встать лагерем на берегу озера Дарашколь. План провалился: неопытные и уставшие ноги большинства участников группы разрешили пройти только половину спуска, и мы заночевали где-то посередине. План на следующий день немного изменился: спуститься к озеру, перейти вброд реку, впадающую в него, пройти немного по противоположному берегу и встать лагерем на живописном мысе, который сильно вдается в озеро.

Зачастую все курьезные походные истории связаны с поздним выходом – и мы не стали исключением. Вышли где-то к обеду, быстро спустились к воде. Естественно, погода поменялась: стянулись тучи, стало холодать. Брод (а это ледяная горная река) шли в тренинговых ботинках и уже под дождем. Мокрые ботинки, мокрая одежда, мокрый рюкзак, всё это становится еще мокрее – теперь существовать надо было в такой реальности.

У нас с собой было две рации на группу. Пока переходили брод, одну участницу группы сбило с ног течением реки, другой бросился ее спасать и намочил одну рацию, та перестала работать. Тогда это не казалось чем-то критичным – мы же все равно идем все вместе.

Пройдя немного по берегу озера (уже противоположному относительно начальной точки), мы уперлись в курумник – нагромождение камней и обломков скал разного размера: от куриного яйца до комнаты. Около часа мы потратили на поиск пути через эти камни. Решили, что идти опасно – хоть дождь уже и кончился, камни все равно были скользкие, на некоторых участках была вероятность сорваться и пролететь несколько метров вниз. Был еще путь наверх – можно было чуть вернуться назад по берегу, подняться по склону из небольших камней и травы, пройти по небольшому плато и спуститься вдоль ручья сразу к мысу.

Наша группа – трое мужчин и четверо женщин. Мужчинами мы пошли без рюкзаков наверх – искать тропу. Дошли до плато и решили, что одному нужно возвращаться вниз и вести женщин сюда – дорога выглядела проходимой, а день уже шел к закату, время терять никак было нельзя. Я пошел вниз.

Вместе с женщинами мы взяли рюкзаки и поднялись до того места, где разделились. А к этому времени оба оставшихся мужчины – введу пару имен для простоты: руководитель группы Виктор и мой друг Женя – уже вернулись. Сказали, что прошли почти до ручья, где спуск. Тропа хорошая, надо идти. Но, чтобы не терять времени, я отдаю рюкзак Жене, он ведет женщин вперед, а мы с Виктором возвращаемся за двумя оставшимися рюкзаками вниз, а потом нагоняем остальную группу.

Погоня за группой началась. Быстрый радостный спуск налегке, уже не такой радостный подъем с весом, бросок через плато в надежде скоро увидеть спины участников нашей группы. Ничего не вышло – мы уже почти дошли до ручья, но так никого и не догнали. Тем временем, уже начало смеркаться, дорогу становилось искать все сложнее. Мы пошли вниз.

Из-за плохой видимости (да и из-за мало расхоженной тропы) мы почти сразу сбились с пути – пришлось искать проход вниз по большим камням, отголоскам большой осыпи курумника. Когда проходили мимо большого камня и небольшой травяной площадки 3х3 метров, Виктор иронично заметил, что это отличное место для холодной ночевки. Короткая справка: холодная ночевка – ситуация, когда ты не успеваешь дойти до места, где можно поставить палатку, надеваешь на себя всю одежду и ночуешь где придется в ожидании скорого рассвета. Тогда его замечание казалось веселым – да ладно, мы же точно спустимся до полной темноты.

В какой-то момент стало уже совсем темно, и мы увидели, что наши уже дошли до берега озера и развели там костер. Они были прямо под нами – но в метрах 50 или 70 по вертикали, что достаточно много. Кричать бесполезно – в паре десятков метров от нас ревет горный ручей, перебивающий вообще все звуки. Тогда мы задумались о фонарях.

– Саш, у тебя есть фонари? У меня нет.

– Я не знаю, у меня же Женин рюкзак.

– Ага, давай тогда не будем тратить время на поиск фонарей, лучше поищем тропу.

Через несколько минут все таких же неудачных поисков и прыжков по камням стало не «совсем темно», а «офигеть как темно», не было видно ничего дальше пары метров. Да, мы видели, что нам сигнализируют фонарями снизу, но ответить было нечем. Если до этого мысли о холодной ночевке были просто забавными, сейчас стало стремно: кажется, это уже реальное продолжение вечера, а не просто какие-то домыслы.

Мы видели, что один из нижних фонарей отделился и двинулся наверх, но потом пропал. Уверен, в этом виноват рельеф – можно легко спуститься на метр, зайти за какой-то камень и кардинально поменять себе вид на весь склон.

Когда стало темно так, что шаг даже на соседний камень казался шагом в неизвестность, я впервые вслух озвучил вариант с холодной ночевкой. Окей, снизу будут переживать, но мы не будем рисковать, а утром без спешки спустимся вниз. Мы сняли рюкзаки и положили их на соседний большой камень, чтобы немного передохнуть и выпить воды. И буквально через несколько секунд – ну прямо киношный финал – в паре метров над нами зажегся фонарь Жени.

Я прекрасно понимаю, что люди, столкнувшиеся с природой, переживали моменты в тысячи, а то и миллионы раз драматичнее, что с нами бы не случилось ничего страшного – переночевать на скалах можно было абсолютно нормально. И поэтому руководитель группы – опытный турист, прошедший далеко не один поход, – совершенно не переживал. Для меня же, впервые оказавшегося в такой ситуации и переживавшего такие эмоции, эта история стала вполне себе коллекционной.

В этом выпуске «Трех калек» я поделился своими эмоциями от похода: и сиюминутными, которые попали в аудиодневники, и уже переваренными за месяц после похода. Как пережило мое оперированное колено, как я привыкал к новым условиям – всё по ссылкам ниже.