Сенсация в ралли: король аварий первым за 15 лет порвал Ожье с Лебом. Теперь он – новый чемпион мира
И требует гигантскую зарплату.
Зрители WRC почти как жители России, Беларуси и прочего СНГ – привыкли к стабильности. В чемпионате мира по ралли она была почти как в братских республиках: с 2004-го серией правил великий Себастьян Леб, а в 2013-м его сменил соотечественник Себастьян Ожье. С французским доминированием ничего не могли поделать ни смены регламентов, ни новые машины (Леб выиграл титулы на трех разных «Ситроенах», Ожье – на «Фольксвагене» и «Форде»). Без титулов осталась целая плеяда очень сильных гонщиков вроде Микко Хирвонена (15 побед в ралли), Яри-Матти Латвалы (18 побед) и Тьерри Невилля (12 побед), а к победам французов в общем зачете стали относиться как к чему-то неизбежному.
Но в 2019-м все изменилось: теперь в WRC новый чемпион – эстонец Отт Тянак. Легендарное доминирование прервалось, причем Ожье победили на трассе в честной борьбе: Отт выиграл 6 ралли, а Себастьян – только 3. Правда, шестикратный чемпион мира постарался свалить все на ненадежный «Ситроен», стоивший ему шанса побороться за победу на Ралли Каталонии (отказали гидравлика и коробка передач): его жена даже устроила истерику в твиттере, пристыдив французского производителя с хэштегом #Shitroen (дословно «Говноен»). Естественно, она вряд ли могла написать такое без долгого накопления недовольства внутри семьи (теперь все твиты удалены), но факт остается фактом: в первом же поражении за последние семь сезонов Ожье обвинил машину.
Леба Тянак также переиграл на трассе: Себастьян финишировал за Оттом в каждом из шести своих ралли 2019-го, а в Чили они оба (третьим, кстати, стал Ожье) даже поднялись на подиум.
Вот он, самый легендарный подиум в истории WRC: все 16 последних титулов на одной фотографии. С учетом возраста Леба (45 лет) другого такого может уже и не быть.
Да кто такой этот Отт Тянак?!
Если вы не следили за каждым ралли с 2012-го, то запросто могли про него не слышать. Новый чемпион WRC – 32-летний парень с эстонского островка Сааремаа, где уже 45 лет проводят крупное местное ралли, привлекающее тысячи фанатов ежегодно. Отец Отта Ивар тоже раллийный гонщик и владеет крупной автомастерской – именно там будущий победитель легендарных французов и начал карьеру.
С самого первого появления Тянака в WRC в 2009-м он поразил журналистов, репортеров, работников серии и коллег холодностью, нелюдимостью, сосредоточенностью, упрямостью и некоторой жесткостью. Он почти никогда не улыбался и не смеялся – только угрожающе смотрел на всех исподлобья.
«Он выглядит как серийный убийца! – описала Отта репортер WRC Бекс Уильямс. – Пока он смотрит на тебя, ты уже прикидываешь, что сейчас он достанет топор и зарубит тебя!».
За 10 сезонов в ралли отношения с публикой и прессой стали помягче, но внутренне Тянак почти не изменился – до сих пор запросто может матом послать журналиста за не пришедшийся по вкусу вопрос или и вовсе хлопнуть дверью гоночной машины прямо перед микрофоном или камерой.
Однако даже несмотря на подобный характер Тянак стал настоящей суперзвездой в Эстонии: первые фан-клубы у него появились еще в 2004-м после первых успехов в локальных ралли. Теперь же в 2018-м его признали на родине атлетом года, а пару со штурманом Мартином Ярвеоя лучшей спортивной командой.
Отта настолько сильно обожают, что даже сняли полноценный документальный фильм о пути в гонках и сезоне-2018. Когда его выпустили в кинотеатрах в апреле, он просто порвал кассу и собрал в итоге 620 тысяч долларов – итоговая сумма могла быть и больше, если бы две недели спустя в Эстонию не привезли «Мстителей: Финал». Для сравнения, завершающая часть эпоса от «Марвел» собрала 700 тысяч долларов. Настолько хорошо в странах Балтии документалки еще не смотрели – фильм про Тянака установил национальный рекорд. А ведь Отт к тому моменту еще даже не был чемпионом и выиграл всего 6 ралли.
Не удивительно, что и сейчас президент Эстонии Керсти Калюлайд посвятила победе соотечественника особый твит с хэштегом #гордбытьэстонцем и пообещала гонщику и штурману премии в 19 тысяч евро.
First #WRC champion since 2004 not to be named Sébastien is named Ott. My personal congratulations to @OttTanak, Martin Järveoja and @TGR_WRC! #ProudToBeEstonian 🇪🇪🇪🇪🇪🇪 pic.twitter.com/UI82CwLDHk
— Kersti Kaljulaid (@KerstiKaljulaid) October 27, 2019
Прославился как гений зрелищных аварий
Тем не менее, у выступлений эстонца всегда было море зрителей: он с первых же дней в WRC зарекомендовал себя дьявольски быстрым гонщиком. Довольно часто он привозил на разных отрезках секунду-другую Ожье, Лебу и другим легендам, приводил публику в экстаз, но очень долго не мог добиться настоящего успеха.
Все из-за нестабильности и неумения верно рассчитывать ситуацию: Отт постоянно попадал в глупые аварии. Причем на одном отрезке или спецучастке он мог выдать идеальный пилотаж и порвать как минимум Хирвонена, а на другом пробить колесо, повредить подвеску, разбить бампер с радиатором и вообще не добраться до финиша. Каждый раз, когда казалось, что Тянака вот-вот прорвет, он еще глупее разбивал машину и садился на обочину ждать эвакуации.
В результате из первых 30 ралли WRC он вообще не получил классификации в девяти и еще 10 раз вынужден был терять огромное количество времени на ремонт, выпадая за пределы топ-10. Впервые на подиум Отт поднялся на предпоследнем этапе 2012-м, когда команда «М-Спорт» решила высадить его в конце сезона.
Да, в 2013-м будущего чемпиона мира сочли безнадежным Пастором Мальдонадо от мира ралли и отправили на родной островок работать механиком в мелкой местной команде. Ситуацию спасли щедрые эстонские спонсоры, заплатившие «М-Спорт» за возвращение Отта в ростер WRC – к слову, это был уже второй такой случай в карьере Тянака. В локальных молодежных сериях парень в 18 лет однажды всмятку разбил машину до невосстановимого состояния, и у команды не было денег на новую – если бы у фан-клуба эстонца не нашлось обеспеченных членов, карьера будущего победитеоя Ожье могла закончиться еще 14 лет назад.
С тех пор количество аварий Тянака снизилось до приемлемого, но совсем без них все равно не обходилось. Более того, именно крэши Отта оказывались самыми зрелищными, яркими и необычными: записи его похождений собирали сотни тысяч просмотров и тысячи комментариев.
К примеру, самый известный инцидент в карьере эстонца – утопление машины на Ралли Мексики в 2015-м.
Вы удивитесь, но механики вечером восстановили болид за три часа и он даже завелся. Отт продолжил соревнования, а в медиа это событие прозвали «Всплытием Титаняка».
А в 2016-м на Ралли Португалии будущий чемпион эффектно свалился с обрыва.
В 2017-м на Ралли Франции он гнал так неистово, что просто улетел с дороги в лес. Да, буквально!
В 2018-м в Швеции Отт не смог разъехаться с напарником и влетел в дерево. Тогда ему повезло: рядом оказались готовые помочь зрители, и эстонец почти не потерял времени.
Но иногда и вовсе случалось нечто абсолютно необъяснимое – как на Ралли Великобритании в том же 2018-м.
Кстати, в той аварии эстонец обвинил дворники – мол, из-за сбоя в их работе он просто не увидел поворот
Но вообще обычно крэши Тянака выглядят примерно вот так: слишком быстро вошел в поворот, наткнулся на что-то – и кульбит.
И на Отта обилие инцидентов уже повлияло не лучшим образом.
«У меня иногда возникают проблемы с воспоминаниями о детстве, – рассказал эстонец. – Я пережил несколько очень серьезных аварий. Они немного затуманили мою память, встряхнули жесткий диск как следует».
На момент признания Тянаку был 31 год, и вряд ли с тех пор ситуация улучшилась.
Для побед пришлось менять пилотаж
Из-за нестабильности, большого количества аварий, упрямства и нежелания учиться Отт долго не мог войти в число претендентов на победу: к концу 2016-го (после 7 полных сезонов) у него было лишь 4 подиума и ни единой победы. Только в 2017-м он выиграл два первые ралли – и тут же перешел в заводскую «Тойоту».
Эксперты ожидали долгого привыкания Отта к неизвестной технике: у эстонца часто случились проблемы с адаптацией, и будущий чемпион почти не гонялся в WRC на чем-то кроме «Фордов». В реальности же у Тянака на это ушло только три этапа. Потом Отт полетел и приехал на 11 этап главным соперником Тьерри Невилля в битве за титул (у пилота «Тойоты» было к тому моменту 4 победы в сезоне – больше, чем у кого-либо). Тогда-то Тянак и допустил пока что главную ошибку в карьере: слишком быстро въехал на один из холмов, подпрыгнул, жестко приземлился, сломал радиатор, сошел и выбыл из чемпионской гонки. Титул уплыл к Ожье.
Поражение в прямой борьбе за общий зачет наконец-то донесло главный урок: в ралли стабильности при прохождении спецучастков решает все-таки больше, чем чистая скорость. В 2018-м Тянак результативно ошибся трижды и закончил третьим, Невилль потерял очки дважды и стал вторым, а Ожье прокололся лишь раз, а в остальном собирал баллы хотя бы по мелочи – и стал чемпионом.
Именно перед 2019-м Отт, наверное, впервые в карьере реально чему-то научился – в результате поехал в каждом ралли почти без помарок (лишь однажды словил поломку машину, не связанную напрямую с пилотажем). Ожье при этом провалился дважды и не смог укротить свой #Shitroen, а Невилль честно признал недостаток скорости.
«У меня никогда не получилось ехать так же быстро, как и он», – признал главный претендент на скальп Ожье последних лет.
Беспроблемный Тянак вынес обоих конкурентов по победам 6:3:3, а по спецучасткам отрыв оказался еще внушительнее: 73 против 24 у Себастьена и 42 у Тьерри. С достижением стабильности эстонец реально стал быстрейшим раллистом мира.
Запросы чемпиона выросли до умопомрачительных масштабов
Уже на середине лишь третьего успешного сезона в тематическую прессу просочились слухи о возможном переходе Отта в «Хендэ» в конце сезона даже несмотря на Кубок производителей в прошлом году, статус безоговорочного первого пилота и полную лояльность руководства. Причиной послужили деньги: в «Тойоте» Тянак зарабатывает около 5 миллионов евро, и большие суммы японской марке просто не по карману. При этом сам эстонец, по слухам, хочет зарабатывать непременно больше Ожье – сейчас услуги шестикратного чемпиона мира обходятся «Ситроену» в 6 миллионов евро.
В итоге запрос Тянака по зарплате еще до завоевания титула достиг 7 миллионов (больше, чем у половины пелотона «Формулы-1») по данным бельгийского издания La Derniere Heure. Страшно даже представить, сколько денег Отт потребует уже в статусе чемпиона.
С другой стороны, именно «Хендэ» лидирует в нынешнем Кубке производителей с Невиллем и Лебом в ростере. Вероятно, именно корейский i20 сейчас и правда лучший, и переход Отта позволит ему претендовать на второй титул подряд вместе с новой династией. Правда, в таком случае карьера Тьерри пойдет под откос, и его особенно жалко: бельгиец пять сезонов изо всех сил бился с Ожье – но, похоже, так и останется без титулов. Но таков мир гонок: выживает сильнейший, и в данный момент сильнейший – Тянак.
Леб – инопланетянин. Вернулся в ралли после многолетнего перерыва и победил
«Сфотографируй меня, а то моя девушка думает, что я с любовницей». Ралли Чили – глазами блогера Sports.ru
Гонщики «Формулы-1» снова лезут в ралли. История Кубицы ничему не научила
Фото: Gettyimages.ru/Massimo Bettiol (1, 3); globallookpress.com/Andre Lavadinho, /Charly Lopez (4, 6), /EIBNER/Alexander Neis
Источник: www.sports.ru