Шекспир в Хрустальном

Шекспир в Хрустальном

Это тот редчайший случай, когда, что называется, «не мог не написать» — настолько меня впечатлила Дарья Усачева своей Произвольной программой в прошедшее воскресенье, на втором этапе Кубка России! Последнее время писать обзоры вообще как-то не хочется — столько стало глупости, мелочности и грязи в нашем ФК (толи пандемия на всех так действует, толи времена такие…), но ЭТОТ прокат просто заставил меня сейчас сеть за компьютер, чтоб хотя бы словом выразить глубочайшую благодарность и восхищение Дашей и работой всего ТШ над этой потрясающей, на мой взгляд, программой.   

Программа сложилась как своего рода «сонатный цикл» из трех частей.

Первая часть — пронзительнейшим аккордом, подобным вспышке тысячи молний, начинается экспозиция темы Трагедии человеческого бытия, невосполнимой утраты и невыразимого отчаянья перед лицом безжалостной Судьбы. И как же талантливо это решено в хореографии: вскинутая вверх правая рука, будто вопрошающая небеса: «За что мне это?! Почему я?!», точно «немой вопль» и тут же следом — резкий уход вниз с преклонением на одно колено и обе руки к вискам — скорбь и осознание невозможности что-либо изменить, но все же страстное желание, стремление изменить вопреки всем законам Вселенной — поэтому вновь встает, сжимая пальцы, словно собирая всю свою боль в кулак, и затем выбрасывает левую руку, но уже не вверх, а вперед, в жесте последней мольбы и зова: «Не оставляй меня!», при этом ускоряющееся скольжение назад как символ неизбежного расставания навсегда по контрасту с исступленным «высказыванием» рук, пытающихся удержать то, что удержать невозможно. За эти первые 8 секунд «экспозиции» перед зрителем предстает весь неизмеримый трагизм Шекспировского сюжета. 

Шекспир в Хрустальном

Жаль, не умею вставлять gif с музыкой (не уверен, что это технически вообще возможно). Дело в том, что каждый жест исполнен идеально в музыкальные акценты. Особенно до мурашек — руки к вискам в момент преклонения на одно колено — точно в акцент ударных, берущих своего рода «затакт» со слабой доли — очень сильное психологическое воздействие — будто замирание на мгновение над бездной в предчувствии неминуемой катастрофы: 

Шекспир в Хрустальном

Вслед за экспозицией первая часть продолжается захватывающей дух разработкой, где зловеще и таинственно «шепчет» стилизованный под позднее средневековье хор (подобно Орфовской кантате Carmina Burana) на до-минорном органном басе. И вновь мы видим тот же символичный жест — выброс руки и взгляд вверх, словно неприкаянная и одинокая человеческая душа снова и снова обращается к небесам в надежде услышать ответ. Прекрасен заход на аксель, равно как и сам прыжок — пролетный, красивый, с классным выездом, идеально подходящий по музыке и динамике развития образа. 

Шекспир в Хрустальном

Затем разработка продолжает «набирать обороты», увеличивается и без того безумный эмоциональный накал. Музыка — контраст между пульсацией нисходящих «расставленных» терций в сопрано, штрихом marcato «слетающих» с третьей на вторую и на первую ступень до-минора и, напротив, восходящими басами — с первой, на вторую и на третью ступень. Это своеобразное зеркальное «противодвижение» повторяется несколько раз, способствуя усилению медитативного ощущения, подчеркивающего космизм первой части, помогая восприятию каждой знаковой позы или жеста как обобщенного символа.   

Шикарный пролетный горизонтальный шпагат прямо перед заходом на каскад лутц-тулуп, изумительно экспрессивный выезд с каскада, всё точно в акценты — прекрасное развитие образа продолжается. 

Дальше «воззвание к небесам» возобновляется в заходе на тройной риттбергер чрезвычайно выразительным корабликом, в котором теперь уже обе руки сначала резко вверх и затем раскрытие резко в стороны (точно распятие). Сам 3Lo — шикарный, с прекрасным выездом; и вскоре за ним — 2А — идеально в акцент, настолько идеально, что аж дух захватывает.

И, наконец, завершает первую часть программы изумительное по красоте, сложности и изысканности вращение 4-го уровня, особой «изюминкой» которого стала для меня последняя смена положения — в вертикальный шпагат, которая происходит точно в акцент музыки, т.е. ровно в то мгновение, когда после всех «мытарств души» словно «перст Судьбы» сокрушительным ударом медной духовой группы с гонгом, литаврами и тарелками встаёт будто огненным столпом с небес до самого ядра земли неумолимый до-минорный тонический бас. И именно на нем Даша вращается в этом вертикальном шпагате с идеальной центровкой, прекрасной растяжкой и скоростью… — огромное впечатление оставляет этот исполненный трагизмом финал первой части.    

Шекспир в Хрустальном 

Вторая часть — чистая лирика, возвышенность, грация: перед нами предстает трепетный образ юной влюбленной Джульетты. 

Хочется подчеркнуть, что столь убедительная и ясная смена образа и настроения во второй части достигается не только и даже не столько прозрачной и возвышенной фактурой лаконичного фортепианного ре-минора, сколько именно изменением «хореографической лексики». На смену острым, экспрессивным движениям первой части приходит  трогательность и целомудренная красота прекрасной Джульетты.

В первое мгновение она, будто очнувшись от неги долгого сна, мельком смотрится в зеркало и затем начинает свой дивный танец — утонченный и чарующий. Интересно, что хореографически это, в том числе, достигается через последовательность изумительных по красоте спиралей, буквально следующих друг за другом: Y-спираль «бесшовно» переходит в сложнейшую спираль-бильман, затем следует весьма глубокий и плавный Ина Бауэр.

Y-спираль:

Шекспир в Хрустальном

Спираль-бильман:

Шекспир в Хрустальном

Ина Бауэр (фото с противоположного ракурса):

Шекспир в Хрустальном

И все это исполняется так легко, по-весеннему, без каких-либо видимых усилий. А ведь для данных элементов требуется колоссальная растяжка кроме всего прочего. 

Шекспир в ХрустальномРазвитие образа продолжается еще одной прекрасной спиралью — ласточкой. Затем очень легкий и прекрасно вписанный в музыку каскад лутц-ойлер-сальхов. Интересно, что этот каскад (равно как и его «брат-близнец» флип-ойлер-сальхов) обычно смотрится несколько неорганично, поскольку ойлер в середине почти всегда немного напоминает степ-аут и слегка снижает эстетику восприятия. Но Даше в данном случае удалось настолько деликатно исполнить этот каскад, что даже ойлер выглядел очаровательно и не сбивал с настроя. Затем, после второго Бауэра был прекрасный 3F3T, тоже очень легкий и элегантный. Вообще оба эти каскада, исполненные в бонусной зоне (т.е. во второй половине программы, когда ноги уже прилично устали), выглядели так, словно Даше что 3Lz прыгнуть, что ресницами моргнуть — никаких усилий не требуется. Честно говоря, это не может не восхищать. Я, конечно, понимаю, что отдельные «диванные критики» могут возразить: «А с чего ей вообще уставать, если она квады не прыгает?», но давайте вспомним, что еще совсем недавно (буквально 3-4 года назад) мы с замиранием сердца смотрели чемпионские программы Жени Медведевой, а до этого — Юлии Липницкой, и нам тогда не приходило в голову считать, что прыгать во второй половине каскады со старшими тройными (3Lz, 3F) — это полнейшая «легкотня». (Пометка на полях: вот ведь как нас ЭГ со своими Лизой-Сашей-Аней-Камилой-Соней буквально за каких-то два-три сезона приучила к тому, что без ультра-си уже и ЖФК не ЖФК!)

Не могу также не восхититься тем, с какой грациозностью была исполнена спираль-бильман с ходом назад прямо перед заходом на 3F и сам прыжок — тоже замечательный.       

Шекспир в Хрустальном

И в заключение второй (лирической) части Даша блестяще исполнила еще одно сложнейшее комбинированное вращение 4-го уровня, завершившееся чистейшим бильманом. Это вращение (как и предыдущее — в финале 1-й части программы) судьи отметили специальной буквой «B» (Bonus) как знак признания его высочайшего качества и уровня сложности.  

Шекспир в ХрустальномХотелось бы отметить и скорость, и точную центровку, которая практически не сбилась даже на «качалке», и замечательный заклон назад и прекрасную позицию в финальном бильмане, внутри которого было еще едва заметное ускорение (что очень любит отмечать ТАТ в отношении тех немногих фигуристок, у кого это получается).

Третья часть — финал и апофеоз программы.  

Хотя здесь уже не было прыжков, но были при этом явные помарки на финальном вращении, тем не менее, меня в художественном плане именно третья часть впечатлила даже еще больше, чем первые две. Вообще эту знаменитую тему Прокофьева «Монтекки и Капулетти» очень трудно хорошо поставить на льду: она настолько размашистая, широкая и «крутая», что динамики и силы танца почти всегда не хватает, чтобы ей соответствовать по энергетике. Данная музыка, как правило, забивает собой хореографию, а танцоры и/или фигуристы выглядят на ее фоне как-то слишком статично и невыразительно.  

Но Глейхенгаузу / Тутберидзе, на мой взгляд, в данной программе удалось почти невозможное: хореография, которую исполняет Даша, полностью АДЕКВАТНА и соответствует этой великой музыке. Я не мог раньше себе даже представить, как именно такого можно достичь. Не стану углубляться во все детали, но отмечу несколько самых ярких и наиболее запомнившихся мне моментов.

Во-первых, чрезвычайно выразительный хореографический паттерн (очень неожиданный, кроме всего прочего), который я для себя условно назвал «архетип джокера»:  

Шекспир в Хрустальном

Весьма и весьма «жутковатенький» образ, восходящий через традицию комедии дель арте к древнейшей мистической символике. По причудливым ассоциациям, этот паттерн сразу чрезвычайно остро и даже как-то внезапно включает в зрителе осознание корневой причины трагедии Ромео и Джульетты: вечный разлад между людьми, межродовая, межклассовая, межнациональная рознь, нетерпимость, война… это настолько разрушительные энергии, что они стремятся погубить на своем пути все живое, свести человека с ума (как, например, Германа в «Пиковой даме»), и лишь истинная Любовь способна противостоять этому бездонному хаосу и даже в конце концов побеждать его. Мистический образ Джокера, Арлекина, который может повернуться к человеку любой стороной, быть любой «картой». Александр Блок такими словами начал поэму «Возмездие»: «Жизнь без начала и конца. // Нас всех подстерегает случай. // Над нами — сумрак неминучий // Иль ясность Божьего лица».

Шекспир в ХрустальномОбратите внимание на эту фиксацию: правая нога согнута в колене под 90 градусов, левая отставлена (тоже с согнутым под 90 градусов коленом) на зубце назад, руки вытянуты в стороны, пальцы «растопырены», голова и частично корпус поворачивается на мгновение назад, против хода последующего движения, как бы с небольшой «оттяжкой». И дальше, после подъема с колена, одновременно выброс вперед левой ноги и правой руки, снова как бы «в противоход». Очень точная и характерная ассоциация, возникающая на мгновение, с архетипами Арлекина и Пьеро, будто «сошедших» со старинных гравюр всё того же 16 века. Ведь действие «Ромео и Джульетты» разворачивается именно в это время и именно в северной Италии, в Вероне, близ Венеции, в которой, как известно, комедия дель арте примерно тогда же и зародилась. У меня даже нет должных эпитетов, чтобы выразить восторг, насколько «в яблочко» это попадание хореографии в центральную тему и сюжетную линию Программы. Вот это и есть пример подлинно талантливой работы. Этери Георгиевна и Даниил в своем творчестве сумели средствами выразительности, доступными в ФК, добиться многомерности и утонченности, крайне редко встречающейся даже в высшем классическом искусстве. Не хочу бросаться слишком громкими сравнениями, но мне все же пришла в голову мысль, что это уже какая-то почти что «Игра в бисер» на льду.

Во-вторых, не могу также не отметить феноменально изысканные акценты. Сама музыка подталкивает к ним, но у Даши они получаются еще и как бы с некоторой «оттяжкой», что так точно соответствует «тяжелой поступи» Прокофьевской темы:

Шекспир в ХрустальномОбязательно посмотрите этот фрагмент с музыкой — от начала твизла до самого начала финального вращения. На видео 1-го канала в YouTube это примерно с 3:49 по 4:07. Здесь каждый акцент — произведение хореографического искусства. Ни одного случайного движения или жеста. Все досконально продумано и полностью работает на образ.    

Отдельных слов восторга заслуживает, на мой взгляд, платье. Этот спектр от бирюзового через все оттенки зеленого в коричневый — это просто чистой воды Шекспир. Даже не могу это сходу аналитически обосновать или объяснить. Но образ создается этим платьем мгновенно, и именно тот образ, который должен быть. Я так понимаю, автором костюма, как всегда, выступила Ольга Рябенко. Если так, то ей — очередной поклон за это удивительно точное и с колоссальным вкусом созданное произведение дизайнерского искусства!

В заключение хочу вновь выразить огромную благодарность Дарье, Этери Георгиевне, Даниилу Глейхенгаузу, Сергею Дудакову и всему творческому коллективу Хрустального за это настоящее счастье, которые Вы нам столь неустанно продолжаете дарить — снова и снова, несмотря ни на какие окружающие помехи, глупости, вредности и неадекватные истерики непорядочных людей. Очень жаль, что даже те эксперты ФК-бомонда, которым, казалось бы, уже можно было бы быть действительно независимыми (хотя бы в силу их возраста), все же продолжают в своих публичных высказываниях преследовать какие-то подспудные политические интересы, вместо того чтобы просто искренне восхититься Вашей без преувеличения волшебной работой, трогающей нас до слез.

СПАСИБО ВАМ И НИЗКИЙ ПОКЛОН!  

Источник: www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector