В США сошли с ума по «Ф-1»: на Гран-при пришли 400 тысяч человек. Потребовались дополнительные трибуны
Спасибо Netlix и шикарному сезону.
Гран-при США по-настоящему удался со спортивной точки зрения: Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен рубились и за поул, и за победу буквально до последнего поворота, Серхио Перес героически дотерпел до подиума без воды через судороги и болезнь, «Феррари» эффектно сражалась с «Маклареном» за третье место в Кубке конструкторов, а Фернандо Алонсо устроил очередной раунд крестового похода за справедливые правила. Вышла жара.
Ферстаппен отбился от Хэмилтона и выиграл Гран-при США
Но не менее важными оказались декорации гонки: «Трассу Америк» за уик-энд посетили рекордные для Нового Света 400 тысяч человек, 140 тысяч из которых пришли именно на гонку. Атмосфера на трибунах невероятная – раньше такой могла похвастаться только Монца, традиционно самый посещаемый Сильверстоун и добавившийся совсем недавно нидерландский Зандворт.
View this post on Instagram
View this post on Instagram
По словам босса трассы Бобби Эпштейна, для удовлетворения спроса на билеты даже пришлось смонтировать несколько дополнительных трибун вокруг финального сектора трассы – а ведь речь идет о стационарном автодроме, где обычно мест и так с запасом!
«Не знаю, был ли это величайший Гран-при «Ф-1» в истории, но уверен – один из них, – поделился Эпштейн впечатлениями после завершения этапа. – Мы фокусировались на приготовлениях так, словно он будет даже круче обычного, но случившееся феноменально. Реально превзошло все наши ожидания».
Главное спортивное издание страны, ESPN, вышло с заголовком «Это официально, «Ф-1» раскусила Америку – и это только начало». (It’s official, F1 has cracked America – and this is just the beginning)
Неплохо, да? «Ф-1» пошла в атаку на американский рынок в 2017-м – после покупки серии корпорацией «Либерти Медиа». В фанатах из США виделся неисчерпаемый поток доходов и внимания платежеспособной публики – в Новом Свете обожают автоспорт как таковой: примеры сверхуспешных (некогда) NASCAR и «Индикара» обнадеживали. Однако год за годом прорыва не происходило: дошло даже до отказа NBC от покупки прав на трансляции гонок – компания предложила всего $40 млн за семь лет. «Ф-1» психанула и отдала права бесплатно (!!!) как раз ESPN – и в 2019-м продлила контракт еще на три сезона.
После публикации статистики телеаудитории прояснилась причина столь низкой оценки: в среднем в США Гран-при смотрели 538 тысяч человек в 2017-м, 554 тысячи в 2018-м и 671 тысяча в 2019-м. При населении страны в 330 миллионов и статистике NASCAR в 8 млн (в пике) на гонку в 2005-м это просто ничто.
И теперь этап в Техасе переживает полный триумф и колоссальный взлет интереса. Почему?
Прежде всего – вездесущий эффект пандемии: в 2020-м «Ф-1» так и не добралась до Нового Света, потому американские и мексиканские фанаты вынуждены были смотреть за гонками исключительно по телевизору (в не самые удобные ночные временные слоты – из-за разницы в часовых поясах). Также сказались запреты на посещаемость: последний год практически все спортивные события (включая NASCAR и «Индикар») проводили в США без зрителей, и только с конца лета трибуны снова постепенно разрешили заполнять. Гран-при в Техасе оказался одним из первых крупных событий и попал в самый конец теплого сезона – а потому абсорбировал большую часть отложенного спроса на шикарную атмосферу и крутые гонки.
Естественно, сыграл роль и крутой напряженный сезон: этап в Америке обычно приходится на последнюю треть чемпионата, и с 2016-го «Ф-1» обычно приезжала практически без чемпионской интриги – весь вопрос заключался в моменте оформления титула Льюиса Хэмилтона. В 2019-м британец стал шестикратным именно в Техасе, а в 2017-м и 2018-м коронация отложилась на один этап (до Мексики) – то есть переживать на треке было уже особенно нечего.
Сейчас же все изменилось: до старта гонки Ферстаппен выигрывал всего 6 очков, а по расчетам «Формулы-1» перед последним этапом отрыв прогнозировался вообще в 1 балл – то есть напряжение максимальное и принципиально несравнимое с предыдущими годами.
Прогноз «Ф-1» на схватку Ферстаппена и Хэмилтона: Макс оторвется, но «Мерседес» догонит перед финалом – останется лишь балл гандикапа
А еще в США стремительно деградируют конкуренты! С 8 млн зрителей в 2005-м публика NASCAR обвалилась до средних 3 млн в прошлом сезоне. 2021-й начался с 2,8 млн, но просел до 2 млн в сентябре и 670 тысяч за гонку к концу регулярки. Традиционно выделяются лишь заезды по легендарной «Дайтоне» – они до сих пор собирают публику в 4 млн, и плэй-офф отмотал цифры до 2,5 млн – но все равно регресс интереса слишком сильный.
«Индикар» тоже не показывает мощных цифр: средний показатель за сезон – 510 тысяч зрителей за гонку, лучшие этапы – два первых (1,2 млн и 807 тысяч), а потом произошел обвал до 336 и 411 тысяч. То есть «Формула-1» обогнала локальную серию с открытыми колесами уже в 2019-м – и это еще без учета заявления ESPN о росте средней аудитории Гран-при на 51 процент по сравнению с 2020-м – до 916 тысяч в среднем за этап (расчет проводили за 15 первых заездов). А этап в США собрал 1,225 млн телезрителей – NASCAR пока еще впереди, но динамика говорит сама за себя.
«В «Ф-1» сейчас много чего можно любить: в этом году Ферстаппен и Хэмилтон ведут битву поколений, а «Мерседес» и «Ред Булл» обмениваются победами каждую неделю, – пишет второе главное спортивное издание США The Atletic. – Машины умопомрачительно быстры и круты, технологии – высшие, личности вдохновляющие и интересные. Пилоты вознаграждаются за мастерство и смелость. Гонки на ESPN идут без рекламы, они довольно коротки, а трансялции берут у Sky Sports, который относится к зрителям как ко взрослым.
Теперь «Ф-1» наслаждается волной популярности по всей стране, у нее инициатива. Любой, кто смотрел воскресные гонки на двух экранах, имел возможность впечатлиться контрастом: с одной стороны – 140-тысячная толпа на «Трассе Америк», заглушавшая криками рев моторов, а с другой – незаполненный «Спидвэй Канзаса» [где проходила одна из гонок плэй-офф NASCAR], что можно было прочитать название трека на сиденьях».
Эффект Drive To Survive на Netflix важен, но не стоит его переоценивать
Ладно, теперь пора вспомнить и о слоне в комнате – феноменальном успехе документального сериала Drive To Survive на Netflix. Он дебютировал в 2019-м (с рассказом о сезоне 2018-го) и фактически открыл прежде всего американскому зрителю «Формулу-1», команды и гонщиков – например, после каждой волны новых серий соответствующая ветка на реддите тонет в сообщениях вроде «я посмотрел сериал, заразился и хочу постигать Гран-при дальше». В итоге отснято уже три сезона, четвертый – в производстве, сабреддит «Ф-1» вырос с 600 тысяч пользователей до 1,7 млн за три года, а по данным Business Insider, только в 2021-м Drive To Survive аудитория шоу составила 50 млн человек со всего мира.
Более того, он меняет даже карьеры гонщиков. Недавний победитель Гран-при Венгрии Эстебан Окон признался, что вынесение на публику его личной истории потери места в «Рейсинг Пойнт» и попыток вернуться любой ценой помогли ему заполучить новый контракт в «Альпин» рядом с Фернандо Алонсо – настолько велик эффект Drive To Survive.
Правда, похоже, сериал уже достиг пика влияния и выжать из него больше в будущем будет трудновато – и тоже из-за гонщиков. Ведь признанный недавним маркетинговым исследованием «Формулы-1» самым популярным пилотом мира Макс Ферстаппен отказался от участия в съемках – а без второй стороны ключевого титульного противостояния мощный сюжет не соберешь.
«Они просто придумывают некоторые соперничества, которых на самом деле не существует, – объяснил решение Ферстаппен. – Поэтому я больше не даю им интервью – ты не можешь ничего продемонстрировать. Я не большой любитель драмы – меня интересуют факты и реальные вещи, которые происходят на самом деле.
Проблема в том, что они всегда будут выставлять тебя в таком свете, в каком выгодно только им. И что бы ты ни сказал, они все равно сделают так, что ты будешь выглядеть безрассудным, постараются изобразить тебя…ну, так, чтобы это подходило сценарию серии. Мне это никогда не нравилось. Я предпочитаю интервью один на один с человеком, который хочет со мной поговорить, хочет меня узнать».
Проблема излишней драмы в Drive To Survive и правда существует – и мы обращали на нее внимание в рецензии на каждый сезон. Но, похоже, именно это и нужно американской аудитории – так что вход на рынок США через Netflix оказался чертовски верным выбором. А ведь американская стриминговая компания еще и заплатила за него ($5 млн за первый сезон) – просто браво, «Ф-1»!
Сериал Netflix о «Формуле-1» – стоит ли смотреть?
Однако не стоит приписывать американский успех одному только сериалу – даже промоутер Гран-при в Техасе не согласен.
«У успеха есть истоки, – объяснил босс «Трассы Америк» Эпштейн. – Netflix просто долил ракетного топлива в огонь, который и так горел. Дело в схватках на трассе».
«Мы можем поблагодарить Netflix, но без отличного контента не вышло бы хорошего шоу, – согласился и босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Думаю, именно гонки предоставили нужные эмоции, вовлеки фанатов и показали, что «Ф-1» может предложить».
Следующий шаг – еще две гонки в США и большие деньги за новый телеконтракт
Общий интерес Гран-при добрался даже до НБА – главная баскетбольная лига планеты запустила коллаборацию с серией в честь 75-летия, хотя раньше между американскими чемпионами «Ф-1» вообще не было особых связей. И это тоже выглядит как признание: да, гонки из-за океана пришли на крупнейший рынок планеты всерьез и надолго.
View this post on Instagram
Как же чемпионат собирается капитализировать успех в США? Первые шаги уже сделаны: в 2022-м календарь пополнит Гран-при Майами, но планы простираются гораздо шире – вплоть до трех гонок за сезон. Начать планируют уже в 2023-м – «Ф-1» запустила переговоры об этапе в Вегасе, губернатор Невады подтвердил диалог с боссами чемпионата, и (по инсайду KLAS-TV) этап в Техасе посетила рабочая группа локального руководства для изучения опыта запуска элитной гонки.
Следующий ход – монетизация и на телевидении: бесплатная сделка с ESPN истекает в конце 2022-го – и теперь «Ф-1» неминуемо потребует деньги за новый контракт. Или перейдет на Netflix – американская стриминговая компания подтвердила интерес к трансляциям еще за месяц до триумфа в Остине. Правда, тогда чемпионату придется возвращаться к экспериментам с форматом и работой с партнерами – потому что Nerflix сходу обозначил особые требования для новой коллаборации.
«Несколько лет назад мы не претендовали на «Ф-1», но теперь мы бы определенно это рассмотрели, – признал босс компании Рид Хастингс в интервью для немецкого Spiegel. –Однако Netflix – развлекательный сервис, у нас свои стандарты и этические принципы. Вот почему до сих пор мы не транслировали спорт в прямом эфире. Проблема в том, что мы не контролируем источник трансляции – если речь дойдет до переговоров с «Ф-1», мы определенно потребуем какого-то контроля».
С кем бы в итоге «Ф-1» ни заключила контракт – с новой очень платежеспособной аудиторией доходы серии точно взлетят. Да и в целом она все больше превращается в по-настоящему мировой спорт, избавляясь от традиционного чрезмерного европейского доминирования. Оле!
«Ф-1» столкнулась с миром рэпа на Гран-при США: телохранители Megan Thee Stalion отталкивали комментаторов перед стартом – даже от машин
Сеть веган-бургерных Хэмилтона оценили в $70 млн и расширят на 30 точек. Туда ходит Стэйтем, в рекламе засветился принц Великобритании
Электрическая «Формула» в кризисе: сбежали «Мерседес», «БМВ» и «Ауди». Технологии отстают на годы, выхлоп от маркетинга = 0
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Antonin Vincent/Keystone Press Agency, Florent Gooden/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox; REUTERS/Darron Cummings
Источник: www.sports.ru