Афганская осень
Зачистка Панджшера и политические разногласия
Несмотря на фактический коллапс панджшерского фронта, в социальных сетях продолжаются ожесточенные сражения. Аккаунты Национального фронта сопротивления (именно так официально именуется движение) продолжают публиковать многочисленные воззвания и декларации, призывая афганский народ подниматься на борьбу с «Талибаном»*.
При этом сторонники Масуда-младшего и Салеха всё же признают своё поражение, но лишь в ограниченном формате, заявляя о сохранении контроля над 65% территории Панджшера. Кроме того, сообщается об огромных потерях у талибов и о том, что «локальный успех» был достигнут ими исключительно в результате работы пакистанского спецназа, который в том числе наводил на цели пакистанские же беспилотники.
Сами талибы куда менее красноречивы, предпочитая словам действия. Так, был разгромлен мавзолей Ахмад Шаха Масуда, у которого изначально талибы даже выставили охрану. В долину перебрасываются всё новые подкрепления, а в панджшерских населённых пунктах проводятся массовые обыски.
Всё это вполне логично. Оружия на руках – тысячи тонн, а на кону – не только политические вопросы, но и экономические цепочки, выстроенные за последние десятилетия, контроль над которыми приобретает особое значение в контексте тяжелейшего финансового положения, в котором оказался «Талибан». И это при том, что реальный кризис еще впереди, и по своим масштабам он может превзойти даже самые крупные гуманитарные катастрофы в современной истории.
На этом фоне противники талибов активно разгоняют тему внутрефракционного конфликта, связанного с запредельным усилением группировки Сирадджуддина Хаккани – человека, возглавляющего самое жестокое, но при этом наиболее боеспособное крыло «Талибана». И хотя большая часть публикаций оказывается откровенными фейками, политический конфликт действительно имеет место и, более того, в ближайшее время будет только усиливаться.
В целом, одна из главных тенденций, которая наблюдается в Афганистане, это стремительное расслоение риторики «Талибана» и реальных действий, предпринимаемых организацией с целью стабилизации обстановки в воссозданном «Эмирате». Рассказывая об инклюзивности, правах и свободах, группировка пытается нащупать, насколько плотно она может натянуть старые шариатские порядки на изменившуюся с 2001 года обстановку.
Отчасти, именно от нахождения идеального баланса и будет зависеть будущее Афганистана. И всё же данный фактор не является определяющим. Куда важнее – соотношение собственных целей «Талибана» и обязательств перед внешними игроками, для которых Афганистан в любом случае остается инструментом, состоящим из множества деталей. И «панджшерское сопротивление» — лишь одна из них, причем далеко не самая важная.
*террористическая организация, запрещенная в РФ
Источник: www.segodnia.ru