«Батя»
Заслуги и ошибки Александра Захарченко
Часто меня просят высказаться по поводу Александра Владимировича Захарченко. Этот человек сыграл очень положительную роль в моей судьбе, я искренне симпатизировал ему, и всякий негатив в его сторону мне был неприятен, особенно, когда под претензиями были основания.
Я никогда не собирал никаких сведений о его детстве, юности и о том, чем занимался Захарченко до войны. Для меня важно только то, какую позицию человек занял во время “Русской Весны”. Я абсолютно не владею никакой информацией, как получилось, что Захарченко стал руководить организацией ОПЛОТ, из которой вышло сначала воинское формирование, а потом создана 5-я бригада ДНР. Захарченко первый раз я увидел по телевизору в день своего побега из Горловки. А осенью 14-го года это знакомое лицо я увидел на предвыборных плакатах.
Решение о том, что Захарченко будет главой Республики, было принято в начале августа 14-го года в Ростове, где Бородай представил его Суркову. На тот момент в ДНР было достаточно медийных фигур: Стрелков, Безлер, Ходаковский, Пушилин, Пургин и Губарев. Почему выбор пал на Захарченко? Выскажу сейчас лично мое мнение, основанное на общении с разными людьми, и собственной интуиции. Сразу хочу предупредить, что может быть кому-то будет обидно это читать, но я от этого своего мнения не поменяю.
Начнем с конца. Губарев, при всем моем уважении к тем людям, которые вели борьбу за Русский Мир еще при Украине, никак не тянул на такую ответственную и почетную должность. Никакого влияния в Республике у него не было.
Пургин, хоть и являлся основателем движения “Донецкая Народная Республика”, но, на мой взгляд, был тем человеком, которого можно поставить лишь на ту должность, которая будет являться формальной.
Пушилин, с которым мы учились в одной школе, просто еще не дорос до такой должности. Надо еще помнить, что 2014-й год – это такая военная диктатура. Ни Пушилин, ни Пургин, ни Губарев нигде не воевали, в отличие от Захарченко, за спиной которого ранения при штурме ДАПа 26 мая 2014 года, бои за Шахтёрск и Кожевню. Гражданских людей просто бы никто не воспринял.
Конечно, Стрелков и Безлер обладали куда большими военными заслугами, но Стрелков по понятным причинам не мог возглавить Республику. Безлер зарекомендовал себя как неоднозначный деятель с экзальтированным поведением и многочисленными темными историями, которые ему простили в силу особых заслуг. Такой человек, конечно, не мог стать главой Республики, иначе вся Республика превратилась бы в одну большую Горловку. Объяснять человеку, что такое Горловка в 2014-м, бесполезно, если он там не был.
Наверное, главным конкурентом Захарченко был Александр Ходаковский, командир бригады “Восток”. Его медийная репутация (обоснованно или нет – этой темы касаться не будем) была подорвана событиями 26 мая 2014 года и их аналогичным повторением 5 июня у КПП Мариновка. К тому же, всем известен инцидент, что когда Стрелков вошел в Донецк, между “Востоком” и Славянской бригадой были, мягко говоря, непростые отношения.
Захарченко же, напротив, постарался найти компромисс и пытался взаимодействовать, что говорило о его дипломатичности. Возможно, действительно Ходаковский вел себя слишком независимо, и это в конечном итоге послужило выбором в пользу Захарченко. Эти люди впоследствии относились к друг другу настороженно, но однажды поклялись на Священном Писании, что не убьют один другого. Это говорит, что обоим было присуще понятие чести.
Впрочем, в Интернете полно интервью Бородая и Захарченко о том, как он стал Главой Республики. Верить словам этих людей или нет – личное дело каждого. После “выборов” в ноябре 2014-го Александр Владимирович принял республику, раздираемую атаманщиной, беззаконием и какими-то мутными “кураторами”.
Наступила зима 2015 года. В самые горячие дни штурма аэропорта Захарченко находился на командном пункте. Когда началось освобождение Дебальцево, Захарченко лично поехал разобраться с обстановкой, где, перебегая улицу, получил пулевое ранение в ногу. Все эти истории, что его ранил охранник, а охранника укроповский снайпер – полный бред.
Конечно, кто-то возразит и скажет, что не дело Главе республики бегать под обстрелом, что это “дешевый пиар”. Лично я считаю, что здесь Александр Владимирович проявил себя как настоящий “Батя”, потому что в воюющей республике должен быть именно такой человек. А тот, кто говорит о “дешевом пиаре”, может сам посидеть под “Градами” или побегать под пулями и узнать, насколько такой пиар дешев.
Кстати, по поводу “Бати”. Это – прозвище (титул?), очень хорошо характеризующее всех южнорусских атаманов с незапамятных времен. Это не то же самое, что Отец. Отец — это что-то глобальное, как Сталин или Царь, а “Батя” – это что-то близкое к народу, как предводитель разбойничьей шайки.
Военные амбиции не оставляли в покое Захарченко, и 3 июня 2015 года началось последнее наступление ополчения в районе Марьинки. Как мы помним, оно развивалось достаточно успешно, и ополченцы без труда заняли город. Наступление провалилось по двум причинам.
Во-первых, это была частная инициатива Захарченко и Корпус не поддержал наступление. Насколько мне известно, командир реактивного дивизиона 5-й бригады на свой страх и риск отдал приказ поддержать огнем попавших в тяжелое положение бойцов, за что был уволен из армии. Вторая причина – это абсолютная безграмотность командиров среднего звена, которые не смогли организовать оборону в уже захваченном городе.
Большим плюсом в начале правления Захарченко было быстрое наведение элементарного порядка в городах Республики, строительство дорог, поддержание инфраструктуры. Донецк после лета 2014 года больше не был похож на фронтовой город.
Я знаю массу примеров, что если людям удавалось дотянутся до Александра Владимировича, то они получали справедливое решение своих проблем. Яркий пример тому и мои приключения. К сожалению, в этот трудный период нашей истории такое ответственное место, как Глава республики, занял обычный, ничем не выделяющийся, простой донецкий мужик, такой, как мы с вами. История же требует в данный период присутствия каких-то выдающихся личностей.
Человек, действительно понимающий, какая ответственность легла на его плечи, должен иметь смелость казнить своё ближайшее окружение – от оборзевших начальников охраны до министров и боевых товарищей, с которыми ты так много прошел. Скажу сразу, обычный человек просто на такое не способен. Батя распустил своё ближайшее окружение, это была большая ошибка. Его ближайший соратник “Ташкент“ стал синонимом коррупции, казнокрадства и правового беспредела в бизнесе.
Скажу вещь, которую, возможно, не все примут, но всё же осмелюсь это сделать. Любому правителю нужен теневой доход для решения теневых вопросов во благо, в первую очередь, страны. В частности, на эти деньги в ДНР проводились различные эксперименты с донецкими дальнобойными снайперскими винтовками, так необходимыми на фронте и РСЗО, чтобы давать ответку, не запрашивая Корпус.
Однако в теневых деньгах всегда есть искушение – просто использовать их на постройку цыганских особняков с золотыми унитазами. Условно говоря, этим и занялось окружение Захарченко.
Конечно, много было вопросов, решение которых было возможно только в Москве, и сам Александр Владимирович был не в силах их решить, оставаясь заложником ситуации. Я был очевидцем и непосредственным участником расследования одной крупной коррупционной схемы. Собранный материал принесли Захарченко, но оказалось, что на этих людей даже Глава повлиять не может, слишком тесные связи они имели с одним человеком из Москвы. Просто передали эти материалы дальше “куда надо” (знаю, что через пару лет они “выстрелили”).
Другой ошибкой было создания мини-культа личности его окружением, которое Батя не пресек. Когда все вокруг говорят, какой ты гениальный, восприятие реальности может искажаться.
Несмотря на убийство Гиви и Мотора, Захарченко оставался фаталистом и, как и все погибшие командиры, пренебрегал безопасностью. Собственно говоря, его служба охраны – это было такое “сборище своих парней” и даже отдаленно не напоминало ФСО.
31 августа 2018 года, находясь далеко за границей, я увидел местные новости, в которых сообщалось о смерти Захарченко. Один из моих близких друзей прибыл на место спустя 10 минут после гибели Бати. Буквально за полгода до этого, из-за конфликта внутри службы, он уволился, но всё же приехал к “Сепару”. Захарченко повезли в обычной машине в больницу, когда его вытащили из заднего сидения, то от головы Бати отвалился затылок и выпали мозги. Друг, увидев это, зачем-то взял затылок в руки и понёс вслед за телом…
Лично в моей истории Захарченко показал, что справедливости стоит добиваться, несмотря ни на какие обстоятельства, за что ему и благодарен.
Вечная Память и Царствие Небесное Рабу Божьему Александру!
Источник: www.segodnia.ru