Грядущее падение Лукашенко

Грядущее падение Лукашенко

Искать пророссийского кандидата в пожарном порядке

Дата 13 августа 2020 года со всей очевидностью войдет в историю как поворотный момент системного политического кризиса в Белоруссии. Именно в этот день произошло несколько знаковых событий, совокупный эффект от которых свидетельствует о начинающемся падении режима личной власти Александра Лукашенко. Среди них: публичные извинения министра внутренних дел за чрезмерное насилие со стороны своих подчиненных, массовое освобождение задержанных, покаянные речи главы республиканского парламента. Одновременно с улиц и площадей на время исчезли хорошо подготовленные боевики, которых заменили толпы блаженных, большинство из которых и не подозревает о том, что формы их мирных протестов давным давно прописаны в методических рекомендациях небезызвестного Джина Шарпа. 

Самый тревожный звонок — начало забастовок, пусть даже и по большей степени виртуальных, на промышленных предприятиях, железной дороге, что в условиях тотального госсектора в стратегических секторах экономики говорит о несомненном переходе директората и чиновников на сторону противников Лукашенко. Представители практически всех социальных групп и особенно работников бюджетной сферы буквально соревнуются между собой в выражении ненасильственного протеста против итогов голосования, прошедшего 9 августа. Особое значение имеет повсеместность протестной волны, которая накрыла не только столицу, но и самые дальние городки и вести Белой Руси. 

Таким образом, Лукашенко на сегодняшний день не имеет ни социальной, ни территориальной поддержки в белорусском обществе. Ни одна из общественных организаций или профсоюзов, даже проправительственных, и ни одно из административно-территориальных не решается открыто выступить на его стороне. В этом — принципиальное отличие от государственного переворота на Украине в 2014 г., где Юго-Восток страны не принял власть майданных узурпаторов.

Единственная опора белорусского правителя в лице военных, специальных служб и правоохранителей в скором времени неизбежно окажется деморализована, поскольку уже заметны элементы предательства их действий со стороны властей. Тем более, что милиция и ОМОН проявили в последние дни вопиющий непрофессионализм и произвол, допуская массовые пытки и истязания задержанных уже после их устранения из рядов протестующих.

Сказывается отсутствие в арсенале Лукашенко силового резерва из вооруженных граждан — парамилитарных ополченцев, которые могли бы противостоять несистемной оппозиции примеру боливарианской народной милиции Венесуэлы или иранских «бассиджей». Заметим, что и в латиноамериканской стране, и в теократическом Иране идеологически заряженные военизированные формирования служат не только силовым ресурсом властей, но и придают режиму дополнительную политическую легитимность и социальную устойчивость. Лукашенко же не сподобился организовать даже некую видимость собственной версии некоего «антимайдана».

На этом фоне официальная власть не оставляет попыток найти в протестном движении мифический «русский след», не обращая никакого внимания на присоединение к манифестантам послов Европейского Союза. Давление растет, и «единая Европа» готова пойти во внешнем давлении на обанкротившегося Лукашенко. Наиболее вероятный вариант — введение внешнего управления через повторные выборы под надзором вашингтонских и брюссельских кураторов и их варшавских и прибалтийских марионеток.

Причины полного провала минского режима лежат как в объективной, так и в субъективной плоскостях. В первом случае — это мировой экономический кризис, помноженный на последствия глобальной эпидемии. Для Белоруссии его последствия оказались особенно тяжелы, ибо буквально накануне катаклизма Лукашенко вызывающе отверг российский проект завершения архитектуры Союзного государства. Теперь ему приходится иметь дело с десятками и сотнями тысяч молодых сограждан, которые остались без привычного достатка после нарушения экономических связей с Европой и пересмотра российских финансовых льгот.

Субъективный фактор заключается в двурушнической политике Лукашенко и потворничестве ей со стороны официальной Москвы. Поспешно выразив признание итогов голосования на президентских выборах, российская власть не добилась ни благодарности со стороны своего мнимого «союзника», ни популярности среди его противников. Парадокс, но сегодня и правящие круги, и белорусская оппозиция каждый по своему уверены, что именно они противостоят мнимой «российской экспансии», или, по крайней мере, используют эту тему как инструмент собственной пропагандистской кампании. 

Массовое возмущение президентом столь велико, что сограждане не желают слышать даже разумных доводов своего бывшего лидера: о том, что забастовки окончательно добьют белорусскую экономику или о том, что наивная Тихановская не имеет конституционного права назначать немедленные перевыборы в случае своей гипотетической победы в нынешней избирательной борьбе.

По этой причине какой-либо силовой вариант российского вмешательства, к которому ненавязчиво подталкивают Москву  сторонние наблюдатели, в ближайшей перспективе, при отсутствии угрозы гражданской войны в Белоруссии, полностью исключен.

Как тут не вспомнить поспешный отзыв из Минска российского посла Михаила Бабича, который единственный из своих предшественников пытался укреплять связи со сторонниками «русского мира» в белорусском обществе, чем и вызвал панику у Лукашенко и его окружения. 

Очевидно, что сегодня российскому руководству на протяжении ближайших 2-3-х месяцев придется в пожарном режиме бросать финансовые, медийные и административные ресурсы на подготовку хоть сколь-нибудь пророссийской кандидатуры на внеочередных президентских, а затем и парламентских выборах, на которые, судя по всему, будет вынужден согласиться Александр Лукашенко.

Источник: www.segodnia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector