НАТО на пороге внутриблоковой войны

НАТО на пороге внутриблоковой войны

В Восточном Средиземноморье сцепились две «криптоимперии»

В любой момент в Эгейском море может вспыхнуть вооруженный конфликт.

В то самое время, когда все внимание российской аудитории приковано к происходящему в Белоруссии и на Украине, в Восточном Средиземноморье разворачиваются события, способные сыграть весьма драматическую роль в судьбах человечества. Противостояние Турции и ее старинного геополитического противника Греции достигло небывалого накала. Глава внешнеполитического ведомства Анкары даже объявил Афинам ультиматум.

«В Эгейском море Греция не может расширить свои границы до 12 миль. Это причина для войны (casus belli). Мы не позволим Греции расширить свои территориальные воды с 6 до 12 миль. Я говорю достаточно ясно», — сказал глава МИД Турции Чавушоглу.

Дело в том, что Греция намерена увеличить свои территориальные воды до 12 морских миль от берега (вместо 6 миль сейчас) — это право, предусмотренное Конвенцией ООН по морскому праву, которую Анкара не подписала.

Турция и Греция с 20-х годов прошлого века спорят по поводу разграничения территориальных вод, континентального шельфа и воздушного пространства. Согласно Лозаннскому договору 1923 г., Турция потеряла контроль над островами Эгейского моря. И теперь  свыше 3 тыс. островов, скал и рифов, большая часть которых необитаема,  находятся под суверенитетом Греции и вплотную подступают к побережью Турции, фактически уничтожают ее исключительную экономическую зону. 

Ранее Греция и Турция договорились установить исключительную экономическую зону в 3 морских мили. Однако в 1936 г. Греция в одностороннем порядке расширила эту зону до шести миль, увеличив тем самым свою зону в Эгейском море с 21,8 до 43,6 % акватории. В 1964 г. Турция также расширила свои территориальные воды, что позволило довести турецкую акваторию до 7,47 % Эгейского моря. 

В случае же если Греция расширит свою зону с 6 до 12 миль, ее доля вырастает с 43,6 до 71,6 % Эгейского моря, и суда, направляющиеся в главные морские порты Турции, будут вынуждены проходить через греческие территориальные воды.

К территориальным претензиям добавился факт обнаружения значительных залежей природного газа на шельфе. Поводом для нынешнего обострения стало появление турецкого геологоразведочного судна Oruç Reis в районе Восточного Средиземноморья, которое Греция считает своей исключительной экономической зоной. Oruç Reis ведет поиск залежей газа у маленького острова Кастелоризо, расположенного всего в паре километров от берегов Турции, его охраняют 5 турецких сторожевых кораблей. Хотя Кастелоризо находится в непосредственной близости от турецкого берега, юридически воды вокруг острова принадлежат Греции. 

Греция ответила отправкой своих собственных военных кораблей для отслеживания турецких судов. А страны-члены ЕС приняли решение ввести санкции против Турции в случае, если Анкара не выведет свои ВМС из Восточного Средиземноморья. Ну, а далее последовал ультиматум Анкары, который упомянут выше. 

Обнаруженные месторождения газа, по расчетам специалистов, могут с лихвой покрыть потребности Турции и обеспечить «энергетическую независимость» страны, потому их разработка предельно важна для Анкары. 

Но это не все. Для полного понимания происходящего необходимо учитывать реваншистские идеи, дурманящие головы многих турецких политиков и руководства страны. В деле возрождения Османской империи особое внимание уделяется «реконкисте» территорий «оккупированных греками». Одна из причин этого, это то, что именно с Грецией Турция вела последнюю большую войну, которая едва не закончилась для нее катастрофой. Кроме того, сегодня в Анкаре Грецию рассматривают, как не слишком могучего и опасного противника.

Примечательно, что «криптоимперские» идеи будоражат и общественное сознание Греции, причем не один век. С момента обретения Грецией  независимости в 1830 году надежды на восстановление Византийской империи являются важным аспектом политической, общественной и даже духовной жизни страны (многие греческие святые предсказывали возвращение Константинополя и возрождение Империи Ромеев).

Греческими политиками еще в позапрошлом столетии было сделано несколько выступлений по проблеме «исторической неизбежности расширения греческого королевства». Например, греческий политик Иоаннис Коллетис заявил на одном из собраний в 1844 г.: «Есть два великих центра эллинизма. Афины являются столицей королевства. Константинополь является городом мечты и надежды всех греков».

Греческий премьер-министр Элефтериос Венизелос считал, что результаты Первой Мировой войны открывают пути к созданию «Великой Греции» на двух континентах, которая включала бы территории, находящиеся за пределами современного греческого государства (Иония, Фракия, Кипр и запад Малой Азии со значительным греческим населением). И сегодня эти идеи вновь востребованы. Агрессивная, реваншистская политика Анкары, превращающая в противников чуть ли не все соседние страны в противников и провоцирующая бесконечные конфликты, возродила надежды в греческих сердцах надежду на скорое крушение «государства османов».

Определенную решительность Афинам придает и тот факт, что в регионе сложилась мощная антитурецкая коалиция в составе Греции, Египта и Франции, к которой по умолчанию примкнул Израиль. Также и Евросоюз фактически занял сторону Греции. Отметим продолжающийся ливийский конфликт, в котором в качестве противников, или, вернее, конкурентов «Блистательной Порты» выступают ОАЭ и Россия. 

К этому можно присовокупить и то, что сегодня Турция переживает крайне тяжелое время. Помимо фактической политической изоляции, налицо экономический спад вследствие миграционного кризиса, участия Турции в сирийском и ливийском конфликтах, а также эпидемии коронавируса, вызвавшего обрушение туристической индустрии.

Иными словами, расклад сегодня не в пользу Турции, однако прагматичной турецкую политику последних лет назвать трудно. Иногда возникает ощущение, что Эрдоган пытается решить внутренние проблемы, которых становится все больше, отвлекая внимание турецкого общества на внешние конфликты.

Кстати, согласно инсайдам из окружения турецкого президента, он страдает онкологией и очень переживает, что может не успеть «сделать Турцию вновь великой», и потому спешит и лезет на рожон. Судя по ультиматуму Чавушоглу, так оно, скорее всего, и есть. Ведь даже если глава МИД блефует, то этот блеф предельно опасен. 

Примечательно и то, что члены НАТО оказались на пороге войны, а Брюссель это как будто и не слишком волнует. Во всяком случае, радикальных шагов по немедленному прекращению конфликта руководство блока не предпринимает. Это говорит о глубоком кризисе в  альянсе и о том, что членство Турции и Греции в одном военно-политическом союзе не мешает им готовиться вцепиться друг другу в горло.

Источник: www.segodnia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector