Шлейф кометы по имени «Талибан»*
Странности, которые эксперты почти не замечают
Телевизионные картинки и сообщения информационных агентств нагнетают ужас от сокрушительной победы «Талибана» в Афганистане. Обыватель в США и ЕС оказался напуган до мокрых трусишек.
В мире отмечают, что проамериканский режим президента Ашрафа Гани оказался на удивление нежизнеспособным, регулярная армия быстро развалилась, а Кабул пал почти без сопротивления.
Международные СМИ внушают мысль, что «Талибан» непобедим и противиться ему в Афганистане никто не может. Президент США Джо Байден кается и оправдывается за то, что пришлось выводить американские войска из оккупированной страны.
В России патриоты, наблюдая паническое бегство штатовских вояк и их прихвостней из Афганистана, отчего-то впали в легкую эйфорию, позабыв, что современная информационная среда далеко не всегда отражает реальную реальность, заставляя потребителей информации существовать в виртуальном мире.
Театр дяди Сэма
Смею утверждать, что драп американцев из Кабула явно носит постановочный характер, правда, с настоящими актерами, с настоящей кровью и настоящими смертями. Но когда в США жалели массовку из аборигенов и «союзников»? Ради оболванивания почтеннейшей публики ничего и никого не жаль.
Пылевой информационный шлейф от кометы по имени «Талибан» застлал коммуникационное пространство. Попробуем прорваться сквозь него, пользуясь, к сожалению, только открытой информацией, просеивая ее и находя необходимые факты.
Начнем с того, что режим в Кабуле возглавлял Ашраф Гани Ахмадзай, тесно связанный с американской элитой. За его плечами учеба в Колумбийском университете (г. Нью-Йорк), преподавание в Калифорнийском университете (Беркли) и в Университете Джонса Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд), работа во Всемирном банке и ООН. К тому же Ахмадзай трудился еще и в Гарвардском и Стэнфордском университетах. Любопытная биография, не правда ли? Она четко свидетельствует о том, что Ашраф Гани, по крайней мере, входил в первый круг обслуги транснациональных политико-экономических кланов (ПЭК), пользовался доверием и сотрудничал с американскими спецслужбами. Хотя Афганистан и являлся его Отечеством, свою карьеру он успешно развивал совсем в других местах и странах. Домой он вернулся вряд ли добровольно. Его попросили об этом шаге влиятельные люди, которым не мог отказать. Поэтому он и легко сдал Афганистан талибам, умыкнув изрядную сумму денег и исчезнув в неизвестном направлении.
По сообщениям информационных агентств, «Талибан» попытался договориться о том, чтобы переходное правительство в Афганистане возглавил бывший министр внутренних дел и экс-посол Афганистана в Германии Али Ахмад Джалали. Тоже интересная фигура в афганской политике. Полковник в отставке, один из организаторов борьбы с советским присутствием в Афганистане, гражданин США и еще вдобавок заслуженный профессор Центра стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии (NESA) при Национальном университете обороны в Вашингтоне, округ Колумбия. Правда, говорят, что он отказался от предложения исламистов. Но важен сам факт такого плана. И не столь важно было ли предложение или нет. Джалили – пуштун по племенной принадлежности, как и Гани, рассматривался в качестве компромисса между талибами и их противниками на ведущую публичную политическую должность в Афганистане, пусть и на время.
Контролеры наркотрафика
И здесь пришел момент вспомнить, что изначально «Талибан» создавался британскими, пакистанскими и американскими спецслужбами для вытеснения международных конкурентов с территории Афганистана, обладающего серьезными запасами меди, редкоземельных металлов и бериллиевых руд.
Кроме того, Афганистан – это один из крупнейших регионов производства наркотиков. Традиционно говорят, что талибы запрещали разведение опийного мака и пытались прекратить наркотрафик в стране. Но это заблуждение. Ограничения начали действовать лишь с 2000 года и носили популистский и медийный характер.
После вторжения США в Афганистан (по докладам Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC)), эта страна превратилась в поставщика около 90% опиума, выбрасываемого на нелегальный мировой рынок. Причем на территории, контролируемой официальным Кабулом, производилось примерно 20% опиума, а центр разведения опийного мака переместился в провинцию Гильменд, откуда американцы безуспешно пытались (или просто имитировали желание?!) вытеснить «Талибан».
«Талибан» и его американские друзья
В целом, если свести все факты воедино, то получается замечательное полотно современной афганской истории. С помощью «Талибана» американцы перехватывают власть в стране у правительства, которое показалось им ненадежным из-за заигрывания с Китаем, Россией, Ираном и Европой. Кроме того, «Северный альянс», руководимый представителями этнических меньшинств — таджиками и узбеками, физически не мог доминировать во всем Афганистане, ибо большинство населения представлено пуштунскими племенными объединениями. Пуштуны же всегда считали себя народом, стоящим выше всех своих соседей. Поэтому пуштунский «Талибан» и был пущен в дело. Лакомым кусочком ни с кем делиться не хотелось.
В принципе, с талибами Вашингтон мог ладить без особых проблем, если бы не привычный снобизм и мессианизм американских и транснациональных ПЭК. Не схватка с терроризмом привела США в Афганистан в 2001 году, а отказ в прокладке ТАПИ (Трансафганского трубопровода по маршруту: Туркмения—Афганистан—Пакистан—Индия).
«Как? Эти дикари смеют перечить нам!» — возмутился Uncle Sam. Тогда и было решено ловить главарей «Аль-Каиды» в Афганистане, куда их и отправили скрываться американские спецслужбы, а за одно и пораспоряжаться в захваченном государстве. Либеральная демократия (в исламской упаковке) + бомбы и ракеты были сочтены достаточными средствами для господства. Но не вышло. Афганистан — крестьянская страна. И менталитет здесь сохранился восточно-феодальный. И телевизор сельские жители не смотрят (с электричеством проблемы), и верят не СМИ, а мулле и племенным старейшинам.
Вот и закрутилась война всех против всех. Остановить эту вакханалию американцы никак не смогли. Что делать? Пришлось вновь договариваться с «Талибаном». В этом и секрет успешной реконкисты талибов.
Гани и Наджибулла
Естественно, все происходящее за кулисами политической сцены совершенно неведомо рядовому зрителю: ни воинам-талибам, ни европейскому бюргеру, ни крестьянину из глухой афганской деревеньки, ни американским солдатам, ни низшим и средним чиновникам, выдвинувшимся при оккупантах.
Кому надо знать, все сведения получил заранее. Президент Гани отбыл вроде бы в Оман. Его талибы не захватили и не казнили после пыток и издевательств, как президента Республики Афганистан Мохаммада Наджибуллу в 1996 году.
Кстати, Наджибулла, как и Гани, принадлежал к пуштунскому клану ахмадзай. Но он был настоящим лидером независимого Афганистана, в отличие от американской марионетки Ашрафа Гани.
Гибель Мохаммада Наджибуллы напоминает трагическую смерть лидера Ливии Муаммара Каддафи. Похоже, что сценарии мести у американских спецслужб не отличаются оригинальностью.
Не будем лукавить сами перед собой. Байден сдал Афганистан «Талибану» под шум информационных барабанов и вопли людей, падающих с самолетов при эвакуации. Но талибам полной веры нет. Афганистан с его наркотиками и ресурсами, с его геополитическим положением американцы и транснациональные ПЭК не оставят без присмотра. А для этого необходимы военные базы в соседних странах. Нет сомнения, что об этих базах и шел разговор между президентами РФ и США в Женеве. Конечно, договоренности сейчас никто афишировать не будет. Да и каковы они были, то узнать покуда нельзя.
Пуштуны желают иметь всё
Талибы не случайно в июле приезжали в Москву. Вероятно, они просили Россию не вмешиваться в дела Афганистана и обещали не вторгаться в Среднюю Азию. Их намерения вряд ли следует подвергать сомнению. Однако в российскую столицу прилетали представители основного руководства «Талибана». И в этом находится «Ахиллесова пята» всех, даже и чистосердечных обязательств.
Талибы вели полупартизанскую и партизанскую войну, безусловно, нового типа. Города у кабульского режима отбивали отдельные отряды, во главе которых находились исламистские «батьки» в стиле Нестора Махно. Они далеко не всегда готовы подчиняться высшему начальству. По разным подсчетам количество воинов-талибов составляет от 100 до 150 тысяч человек. И вот эта огромная толпа, вооруженных и умеющих воевать молодых людей, не будет вам спокойно заниматься сельским хозяйством. Ясно, что частично они превратятся в надсмотрщиков над крестьянами, выращивающими опийный мак или, скажем, тыквы, но на всех всего не хватит.
И куда же пойдут за лучшей долей воинственные талибы? Направлений всего три: Средняя Азия, Пакистан и Иран. И все эти направления на руку США. А руководство «Талибана» практически не сможет прекратить агрессию своих «полевых командиров», тем же членам личных отрядов определенный жизненный уровень обеспечить надо. Джихад то джихадом, но и кушать надо.
Кое-что можно отнять у узбеков, таджиков и назарейцев, ведь пуштуны — это, так сказать, высшая благородная кровь. Но этого счесть достаточным невозможно. Да и попробуй отними, те же таджики воевать умеют. И противники талибов в культивировании глупой западной толерантности замечены не были.
Буфер «северян»
В Панджшере сопротивление «Талибану» уже организовал Ахмад Масуд-младший, сын известного Ахмад-шаха Масуда, убитого талибами-террористами. Вице-президент Афганистана Амрулла Салех, этнический таджик, объявил себя законным конституционным президентом, а его отряды отвоевали у «Талибана» Чарикар в провинции Парван. Не собирается сдаваться Абдул-Рашид Дустум, афганский генерал узбекского происхождения.
Нет сомнения, что до возрождения «Северного альянса» еще далеко. Но при поддержке России и Китая оно более чем возможно. Таджики и узбеки не горят желанием считаться людьми второго сорта в пуштунском Исламском эмирате Афганистан.
Полагаю, что «северяне» попытаются договориться не только с Россией, Китаем и государствами Средней Азии, но и с США.
Как сыграют американцы в данном случае, предсказать сейчас затруднительно. А Российской Федерации выгодно возникновение буферного государства в северном Афганистане. Скорее всего, делегация талибов и побывала в Москве с целью предотвратить появление такой прослойки между Средней Азией и Афганистаном, ибо она обязательно превратится и в очаг постоянного антиталибского сопротивления.
Если «буфер» устоит, то молодым талибам придется нести свою идеологию и искать счастья в войне либо на границах Ирана, либо в Вазиристане (Пакистан). И, как это не цинично звучит, но для России выгодно сходное развитие подлинных событий в будущем.
Примечание: * «Талибан» − экстремистская и террористическая организация, которая запрещена в Российской Федерации.
Источник: www.segodnia.ru