Талибы хотят дружить
У афганского Сопротивления и России общие враги и во многом сходные цели
Одним из важнейших итогов визита делегации движения «Талибан» (запрещено в РФ) стала официальная гарантия ее представителей, что талибы не только берут на себя обеспечение безопасности всех иностранных дипломатических представительств в Афганистане, но и не позволят использовать территорию страны для враждебных действий против России, ее союзников и соседних стран.
Сомневаться в этом оснований нет, «Талибан» — это, прежде всего, пуштунское национальное движение, которое не ставит перед собою задачи построения «всемирного халифата» и не занимается экспортом «исламской революции» на чужие территории. Талибы не воевали с СССР и Россией. Строго говоря, их врагами были, пришедшие к власти после вывода советских войск и свержения НДПА (где пуштуны занимали ведущее положение), исламистские группы, ранее воевавшие с СССР, в которых преобладали нацменьшинства.
То есть задача талибов – окончательное установление своей власти в Афганистане и стабилизация политической и экономической жизни в стране. Для «экспансии в страны Центральной Азии» у них нет ни соответствующего намерения, ни возможностей.
Врагами талибов является не только нынешний кабульский режим, поддерживаемый НАТО, но и, запрещенная в России, террористическая организация «Исламское государство» (ИГ), развернутая в Афганистане усилиями американских и британских спецслужб. Вот ИГ, основная часть бандформирований которого действует на севере страны, как раз и ставит перед собой задачу экспансии в Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. Кстати, возглавляет «афганский филиал» ИГ этнический узбек. Большинство главарей этой группировки в ИРА — таджики, узбеки, киргизы и представители народностей Северного Кавказа. Именно их усиления представляет угрозу для России и ее союзников в регионе.
Не устроит Москву (как, впрочем, и «Талибан») переход кабульского режима под турецкий патронат, о чем прямо говорит Эрдоган, поскольку у него, как и у ИГ, задача втянуть в свою сферу влияния не только Афганистан, но и страны Центральной Азии. Ну а талибам, столько лет сражавшимся за свою независимость, вовсе не улыбается стать гражданами «Великого Турана» или подданными Османской империи.
Значит у России и у «Талибана» сегодня одни и те же враги и угрозы в регионе. Наблюдается и сходство некоторых целей. Так Москва, как и движение, заинтересована в единстве Афганистана, исключающем создание «уездных княжеств», в установлении сильной и дееспособной власти, малозависимой от третьих стран. К тому же факт успешного сопротивления в течение 20 лет оккупантам, говорит о безусловной поддержке талибов большинством населения Афганистана.
Иными словами, с талибами надо выстраивать взаимодействие, оказывать им помощь в решении гуманитарных вопросов, остро встающих по мере освобождения страны, и поддержку в борьбе с нашими общими врагами.
В этом смысле примечательна реакция «либеральной общественности» и прозападных СМИ, которые прямо зовут Москву начать конфронтацию с «Талибаном», чтобы оказаться «по одну сторону с цивилизованным миром». А автор небезызвестного «Эха Москвы», некая Марина Литвинович и вовсе потребовала от ЦИК отказать «Единой России» в регистрации, поскольку Сергей Лавров, входящий в избирательный список партии, встречался с талибами.
Реакция прозападной «пятой колонны» — хороший и безошибочный маркер, говорящий о том, что необходимо расширять сотрудничество с талибами, изгнавшими из страны западных оккупантов.
Источник: www.segodnia.ru