Cyberpunk 2077 — когда ожидания… того стоили? Рецензия
Ноша CD Projekt RED тяжела. Я не сильно преувеличу, сказав, что за Cyberpunk 2077 следит вся игровая (да и не только) индустрия: геймеры, разработчики, издатели, инвесторы. Без сомнения, перед нами одна из важнейших игр поколения. Удалось ли ей стать выдающейся?
- Параллельные тропинки
- Решала 2077
- Цена прогресса или цена ошибки?
Жанр | Шутер, ролевая игра |
Издатель | CD Projekt RED |
Издатель в России | «СофтКлаб» |
Разработчик | CD Projekt RED |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-3570 3,8 ГГц / AMD FX-8310 3,4 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 780 / AMD Radeon RX 470, 70 Гбайт на жестком диске, аккаунт в Steam, GOG или Epic Games Store, рекомендуется установка на SSD |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-4790 4,0 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 4,2 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 3070 / AMD Radeon RX 6800 XT, SSD |
Дата выхода | 3 декабря 2020 года (PC, PlayStation 5, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One) |
Возрастной ценз | От 18 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One, PlayStation 5, Xbox Series X|S |
Официальный сайт |
Играли на PC
Не мне вам рассказывать, насколько ожидаема была Cyberpunk 2077. Не думаю, что, начиная разработку (а стартовала она задолго до выхода The Witcher 3), CD Projekt RED могла помыслить, насколько статусным окажется проект. И я даже сомневаюсь, что студия хотела настолько пристального внимания. Мне в голову не приходит ни одного примера, когда игра находилась под таким давлением: Half-Life 2, Diablo 3, Uncharted 4 и прочие громкие релизы своих лет не оказывались под микроскопом общественного интереса настолько, насколько это произошло с Cyberpunk 2077 (отчасти усилиями самой студии, вложившей массу денег в рекламную кампанию).
Не будем рассуждать, как творение по новой для видеоигр интеллектуальной собственности и на основе не самой популярной настольной RPG сумело стать самым ожидаемым проектом десятилетия. Эта тема еще ждет своего пытливого исследователя. Пока же попробуем за всей этой мишурой ажиотажа разглядеть само произведение.
Параллельные тропинки
Как я упоминал в первых впечатлениях, игра позволяет выбрать для главного героя Ви одну их трех предысторий: корпората, уличного хулигана или пустынного кочевника. Так или иначе, судьба сводит героя с Джеки Уэллсом — харизматичным латиносом, мечтающим о славе. Ви и сам не хочет прозябать в безвестности, и дуэт начинает карьеру наемников.
Найт-Сити — опасное место, но благоволит дерзким и бесстрашным, и труд приносит свои плоды. На героев выходит крутой фиксер — посредник между заказчиком и исполнителем — и предлагает взяться за крупнейший заказ в их жизни. Такой, что разом приведет парочку отчаянных ребят на вершину. Удачу надо хватать за хвост!
История начинается неспешно, даже тягуче. Cyberpunk 2077 погружает игрока в свою атмосферу, предлагает ее смаковать, попутно знакомя с правилами мира. Чтобы вы не перепугались от навалившихся активностей и не укатили в закат выполнять сторонние поручения, первый акт ограничен одним районом Найт-Сити. Вы прогуливаетесь меж небоскребов, исчезающих в облаках, жуете лапшу по пути к риперу — местному умельцу по сращиванию живой плоти с кибернетическими улучшениями, обновляете «хром» (как называют импланты). Атмосфера киберпанка сочится с экрана. Киберпанка, каким его представляли двадцать-тридцать лет назад: гремучая смесь романтики и чернухи, где высокие технологии соседствуют с величайшим социальным расслоением.
С каждой новой сценой не перестаешь восхищаться, какую невероятную работу проделали умельцы из CD Projekt RED в плане постановки. Cyberpunk 2077 поднимает уровень режиссуры диалогов в RPG на новый уровень, как это когда-то сделала BioWare с Mass Effect. Каждая сцена детально проработана и отменно сыграна. Забудьте о «говорящих головах» — здесь беседа идет между живыми людьми. Каждый разговор полон деталей; люди как люди: нервно постукивают пальцами по столу, расслабленно курят, мечутся из угла в угол и так далее. В процессе вы не теряете контроля над Ви, можете свободно оглядываться и бродить между собеседниками (если в это время не сидите).
История Cyberpunk 2077 вряд ли перевернет ваш мир — она больше про интриги, нежели про переживания людей и рассуждения о высоком. Хотя порой и пытается побеседовать на важные темы вроде долга и приверженности принципам, да и без всепобеждающего корпоративного гнета жанр обойтись не может — но все это на периферии. Тем не менее следить за происходящим чертовски интересно, причем наибольшее удовольствие от сюжета получат счастливчики, которые умудрились проложить свой путь по интернету в обход мин-спойлеров и не нахватались обрывочных сведений об игре. Приятные сюрпризы и неожиданные повороты обеспечены.
Основная история короче таковой в The Witcher 3: Wild Hunt. Большую часть времени события линейны и не дают особого выбора, за исключением редких моментов (основательно подумайте, как подойти к покупке военного бота в первом акте). Но не спешите расстраиваться — назвать Cyberpunk 2077 короткой язык не поворачивается. По мере прохождения открывается все больше второстепенных сюжетов, решения в процессе знакомства с которыми явным образом отразятся на финальном акте.
Участвовать в дополнительных миссиях хочется не только ради получения условно-«лучшего» финала, но и чтобы провести время в компании ярких второстепенных персонажей. Джуди, Панам, Ривер — их истории запомнятся надолго. Разумеется, весомая часть игры посвящена Джонни Сильверхенду в исполнении Киану Ривза. В определенный момент рокер-бунтарь поселится в сознании Ви и начнет вставлять свои пять копеек по поводу и без. К концу приключений вы можете возненавидеть друг друга или стать приятелями. Второй сценарий предпочтительнее — вы ведь не хотите лишать себя порции занимательных квестов и отличной экипировки?
Решала 2077
Конечно, далеко не все второстепенные активности оборачиваются интригующими историями с харизматичными героями. Некоторые побочные миссии выполняются за несколько минут. Фиксеры стабильно снабжают Ви мелкими заказами. Подобная «халтурка» обычно требует приехать в определенную точку на карте и устранить цель, выкрасть данные или устроить диверсию. В каждом закоулке тусуются мелкие банды, за устранение которых полиция с радостью переведет несколько кредитов на ваш счет.
Радует, что абсолютно каждая стычка имеет контекст: шпана на свалке выбивает деньги из должника, наемники избавляются от трупов под мостом, охранники корпорации устраняют шпионов среди пустоши, — сцена всегда рисует маленькую, но складную картину событий. Такие мелочи придают Найт-Сити жизни, а рутинные на первый взгляд поручения все же могут удивить неожиданным поворотом.
Что может быть банальнее, чем серия кулачных боев? Но вот узнаешь, что соперник поставил все деньги, чтобы обеспечить беременную жену, и возникает выбор: «слить» ему бой; выиграть, но благородно не взять призовые; или цинично обобрать до нитки, укатив на его автомобиле. Другой спарринг придется вести против психа с имплантированной в лицо гранатой. Любой неосторожный удар, и — бум! Или же в процессе очередной гонки по пустоши вас вдруг накрывает песчаная буря и приходится маневрировать среди каньонов при нулевой видимости.
Вне зависимости от масштаба поручения выполнить его можно разными способами. Разговор в их число, правда, входит крайне редко — с агрессивными наемниками, бандитами, киберпсихами и военными дронами особо не поболтаешь, такие сразу открывают огонь. Но вы сами вольны решать, как пробраться через вражескую территорию: незаметным призраком или агрессивно, с пушками наперевес. В плане дизайна миссий сразу же вспоминаются последние Deus Ex.
Воевать и прятаться можно разными способами. Отстреливать врагов из снайперской винтовки, сидя на удобной позиции, — совсем не то же самое, что врываться в бой с пулеметом наперевес, параллельно взламывая вражескую оптику и оружие. Также по-другому ощущается и тихий стелс за спинами врагов или же взлом дверей, камер и прочей техники, что открывает новые пути к цели. Причем от вашего подхода зависит порой и то, как миссия будет разворачиваться. Например, в одном из эпизодов необходимо вытащить пленника из вражеского логова. Сделаете это незаметно — спокойно уедете. Ввяжетесь в перестрелку — последует сцена с погоней.
Система развития гибкая и сперва даже может показаться перегруженной. Не в последнюю очередь из-за неудобного интерфейса (не сразу догадаешься, как поставить улучшение на имплант). При получении нового уровня Ви развивает одну из характеристик по выбору: силу, реакцию, инженерное дело, интеллект и хладнокровие, что повышает разные параметры героя. В рамках каждой дисциплины при этом есть две-три ветки пассивных умений, отвечающих за разные специализации: стрельба из винтовок, взлом врагов, создание предметов и так далее.
На классическую прокачку накладывается постепенное повышение мастерства при использовании разных навыков. Много стреляете — получите бонус к любимому типу оружия, часто размахиваете кулаками — становитесь все более матерым бойцом и так далее. Наконец, в 2077 году не проблема заменить любую часть тела искусственной и более функциональной деталью. Встроить в руки лезвия, анализатор угрозы в глазной протез, стимулятор нервной системы для эффекта замедления времени, — вариантов много. Только придется побегать по разным риперам, ведь ассортимент у них различается. Если у вас не хватит кредитов купить приглянувшийся «хром» сразу, потом легко забыть, где обитает нужный продавец.
Главное, что с любым подходом в Cyberpunk 2077 интересно играть, — все механики как минимум хорошо проработаны. Приятно удивили перестрелки: оружие хорошо чувствуется, враги живо реагируют на попадания и стараются не давать Ви спуску, давя числом и выкуривая из укрытия гранатами. Но помните, что на классический шутер наслаиваются ролевые элементы, и это роднит игру с серией Borderlands — урон напрямую зависит от характеристик героя, его экипировки и уровня врагов. Противники, которые вас сильно превосходят по уровню, легко выдерживают и обойму-другую в лицо.
Стелс мало чем отличается от механик скрытности в последних Deus Ex. В сюжетных миссиях легко заметить тропинки, проложенные дизайнерами для незаметного прохождения. А уж когда вы разживетесь мощным револьвером с глушителем и скриптом для взлома оптики, мчаться вперед невидимым призраком не составит труда. Чуть хуже дела обстоят с ближним боем. Он, конечно, на две головы выше того, что предлагала Fallout 4, но странное «примагничивание» врага, когда тот бьет Ви, вкупе с неоднозначным балансом портит впечатление. Странно, что равный по уровню гопник отправляет вас к контрольной точке буквально двумя тычками.
Цена прогресса или цена ошибки?
Cyberpunk 2077 прекрасно выдержана стилистически. Она давит своим масштабом многоуровневого города, поражает сотней неоновых источников освещения и тысячью деталей в каждой подворотне, в любой квартире. Найт-Сити не перестаешь любоваться даже спустя десятки часов. Последний раз игровой мир впечатлял таким проработанным городским пейзажем, пожалуй, в Assassin’s Creed Unity.
Только насладиться этим визуальным пиршеством получится лишь у обладателей хороших ПК. Подробные результаты тестирования Cybeprunk 2077 на разных видеокартах будут опубликованы позже, а я пока расскажу о собственном опыте. AMD Radeon 5700 XT справляется с игрой в разрешении 1440р с заблокированной на 30 кадрах в секунду частотой без каких-либо просадок, со всеми выкрученными до упора настройками. Если счетчик разблокировать, то FPS будет гулять от 35 до 60 с копейками. В разрешении Full HD я без проблем получил заветные 60 кадров в секунду.
Другое дело, что, помимо высокого аппетита к мощности системы, Cyberpunk 2077 любит подкинуть багов. В моем случае они носили чисто визуальный характер: на глазах материализовывались прохожие, не срабатывала нужная анимация, пару раз на секунду-другую NPC отображался в Т-позе. Все подобные случаи никак не сказались на общем опыте. Абсолютно все квесты выполняются корректно, за все время (порядка 50 часов) мне не встретилось ни одного сломанного скрипта или логики, не позволившей мне завершить какое-либо задание. Состояние даже предрелизной версии было на порядок лучше, чем в свое время у S.T.A.L.K.E.R. или Gothic 3…
По заявлению представителя студии, чем сильнее вы загружаете систему, не подходящую под соответствующие требования, тем выше вероятность визуальных ошибок, проблемных подгрузок моделей и так далее. Совсем не повезло обладателям базовых версий консолей уже прошлого поколения. На них, даже два патча спустя, Cyberpunk 2077 все еще далек от играбельного состояния. Проблемы целиком портят все удовольствие от повествования и игрового процесса. В данный момент стоит избегать этих версий, а со стороны CD Projekt RED уместно было бы открыть возврат средств всем покупателям. В конце концов, до самого релиза игроки не догадывались, насколько там все плохо.
* * *
Рецензия, напомню, касается ПК-версии. Здесь Cyberpunk 2077 во всей красе раскрывается как кинематографичная ролевая игра, местами заходя на территорию пресловутого «некстгена». История захватывает, ко многим второстепенным персонажам прикипаешь, игровым процессом наслаждаешься (иногда посмеиваясь над забавными, но не мешающими прохождению визуальными ошибками). И все же я немного чувствую себя героем нетленного видео Mega64, ведь рука не поднимается поставить игре высшую оценку, как легко поднялась когда-то в случае с The Witcher 3. Причин хватает. Но пусть ниже и не красуется высший балл, Cyberpunk 2077 все равно остается очень хорошей, штучной работой, неровной в одних аспектах, но выдающейся в других.
О локализации. В русской версии очень много мата. Кажется, переводчики, получив карт-бланш, отыгрались за все те годы, когда с трудом могли ввернуть крепкое словцо. В принципе, ругаются аки сапожники лишь бандиты, алкаши из подворотни и рок-звезды — это выглядит вполне естественно. Важные корпоративные шишки себе такого не позволяют.
Перевод местами вольный, шутки авторы постарались адаптировать, и чаще у них получается, чем нет. Актеры озвучения неплохо справились с работой, хотя английский заметно приятнее. Мужская версия Ви получилась неплохой, а вот женская, по впечатлениям нашего редактора Артема Терехова, вызывает желание переключиться на английский, благо игра позволяет комбинировать звук/субтитры/интерфейс на разных языках. Но в таком случае у вас порой не будет сходиться озвучка с адаптированным переводом. Отдельно хочу отметить нашу озвучку Джуди, которой в локализации подарила голос актриса Ингрид Олеринская — ей прекрасно удалось передать меланхоличную, закрытую, но нежную и ранимую натуру персонажа.
О релизе гудит вся редакция: кто-то ждет патчей/апгрейда/отпуска, кто-то выкроил время, чтобы отправиться в Найт-Сити сейчас, — абсолютно равнодушных к Cyberpunk 2077 в большой команде 3DNews оказалось немного. Вот впечатления нескольких наших авторов, которые уже поиграли в новейший проект CD Projekt RED.
Михаил Пономарев (играет на PC)
Cyberpunk 2077 пробудил почти позабытое чувство, когда хочешь передвинуть все дела подальше (на следующий год, а лучше — следующую жизнь), отключить телефон, окружить себя горой съестного и не отрываться от мира новой игры часов двести. Жаль, реальность вносит коррективы, но химическая реакция беспристрастного гипофиза показательна!
Cyberpunk 2077 колоссальна по своим масштабам и амбициям, но подкупает совсем иным — неочевидными тонкостями и филигранной проработкой нюансов. Мир игры — живой и многообразный. Здесь целенаправленно уходишь с тропы сюжета в глубины каменных джунглей: выполнить заказ, послушать трёп праздных горожан, посмотреть на вычурный рекламный баннер или просто побродить по злачным закоулкам Найт-Сити, обязательно найдя приключение на все свои киберимпланты. Да и второстепенные задания захватывают с головой!
А когда возвращаешься к главной истории, то и там намертво приклеиваешься к экрану: основная кампания насыщена колоритными героями, эффектно поставленными сценами и отменным сюжетом с хлёсткими остроумными диалогами. Что уж говорить о сопутствующих развлечениях: зрелищных стычках, увлекательных механиках и свободе проходить игру так, как душе угодно. И ведь каждый стиль сулит массу впечатлений. У стрельбы отличная отдача, холодное оружие добавляет остроты потасовкам, а местное хакерство позволяет почувствовать себя всемогущим «архитектором битвы». Разве что стелс лично мне показался немного неуклюжим. А какой в Cyberpunk 2077 простор для развития персонажа — глазные импланты разбегаются!
Хочется обмолвиться и о локализации: за последнюю пару-тройку лет и не вспомню настолько талантливой работы. И дело не в изобретательном и обильном использовании обсценной лексики, но в умелой адаптации исходного материала и фееричной эмоциональной отдаче большей (увы, есть и исключения) части актерской группы.
Недаром Cyberpunk 2077 моментально западает в душу: она исполнена с размахом, пронизана неординарным антиутопическим антуражем, наполнена тысячей потрясающих аспектов — не штамповка, скрупулезная ручная работа. Да, увы, без технических проблем на старте не обошлось, но это — сиюминутные неурядицы, меркнущие на фоне настолько грандиозного художественного произведения. В конце концов, баги и беды с оптимизацией рано или поздно канут в небытие, а величие такого монументального труда останется навсегда.
Алексей Лихачев (играет на PS5)
Запускать Cyberpunk 2077, надеясь увидеть здесь RPG или замену Deus Ex, будет ошибкой. Особенно если речь идет о сюжетной кампании, которая иногда цитирует Call of Duty и больше похожа на дорогой боевик с серьезными разговорами, неизбежными перестрелками и погонями, — отыгрывать роль пацифиста невозможно и даже глупо. Попытки «играть в RPG» оборачиваются провалом: требующие пять единиц силы ответы в беседах просто добавят пару лишних фраз, стелс кривоват, а древо навыков быстро начинаешь игнорировать — то ли из-за интерфейса, то ли из-за отсутствия там чего-либо интересного.
Это история Ви, а не игрока — часто ездишь по «рельсам» и следуешь указаниям на экране. Прежде всего разработчики хотят развлекать, а не погружать, поэтому спустя пять часов тебе по-прежнему наплевать на героев — ты ничего о них толком не знаешь. Вместо полноценного знакомства с Джеки мы смотрим минутную нарезку, после чего узнаем, что мы с ним уже полгода как лучшие друзья. Ладно, пусть так, мужик прикольный.
Мертвый город, в котором все жители сравнимы с манекенами, а водители даже не сигналят, если перегородить им путь, едва ли соответствует громкому названию Найт-Сити. Его пытаются оживить телефонным спамом с рекламой, регулярными звонками по поводу и без от людей, с которыми не о чем общаться, но это не помогает. За многочисленными значками на карте (от их изобилия поперхнулась бы даже Ubisoft) скрываются сомнительного качества развлечения вроде однотипных заказов или квестов, среди которых есть хорошие истории, погребенные под кучей проходных.
Как только слезаешь с «рельсов», игра разваливается. Методы работы полиции — самые странные в видеоиграх последних лет, прохожие никак не реагируют на их спасение из лап гопников, ваша предыстория почти ни на что не влияет, ИИ отсутствует. Но и светлые моменты встречаются, только сильно позже.
Возможно, глупо было ожидать от Cyberpunk 2077 нового слова в жанре или революции, но ее создатели сами вовремя не остановили мечтателей. Надо было сказать сразу, что формула здесь ничем не удивит, да и своих идей катастрофически мало — по всем параметрам (кроме графики на ПК) это шаблонная игра прошлого поколения. Странно, что на старых консолях она при этом работает так позорно.
Артем Терехов (играет на PC)
Постановка диалогов, как уже отметил Денис, потрясающая. Такого в ролевых экшенах еще не было, и неизвестно, когда кто-то сможет этот уровень хотя бы повторно взять, не говоря уже о том, чтобы превзойти. Графика заставляет мой почтенный ПК кряхтеть и уповать на DLSS, но Cyberpunk 2077 вызывает желание раскошелиться на полноценный апгрейд и увидеть Найт-Сити во всем великолепии. Заодно было бы неплохо получить функцию переключения между бегом и ходьбой — хочется просто бродить и глазеть по сторонам.
Я продвинулся не слишком далеко, но концентрация всяческих «пасхалок», отсылок и явлений из других игр/фильмов/медиа, на мой вкус, иногда подбирается к критической — в такие моменты кажется, что Cyberpunk 2077 зашила собственное лицо понадерганными отовсюду имплантами. Но ощущение проходит, стоит только впутаться в очередное приключение в этом невероятном городе.
Агрессивный маркетинг однозначно сыграл с проектом злую шутку и больно ударил по всем сторонам, от самих разработчиков до массы разочарованных игроков (хотя наши ожидания — это наши проблемы). Но есть у него и светлая сторона — о Cyberpunk 2077 говорят вообще все, кто хоть немного в теме игр, его обсуждают, с упоением проходят и делятся друг с другом бесконечными историями обо всем, от ярких впечатлений до забавных багов. И это круто.
Достоинства:
- игра потрясающе выдержана стилистически;
- яркий и проработанный Найт-Сити с чистой совестью можно назвать одним из главных героев Cyberpunk 2077;
- безумно крутая постановка диалогов — новая планка качества для всех будущих RPG от первого лица;
- богатая система развития;
- вариативный геймплей, каждая механика в котором работает если не отлично, то как минимум хорошо.
Недостатки:
- перегруженный интерфейс;
- технические проблемы;
- странности с балансом.
Графика | В версии для ПК на высоких настройках от картинки порой захватывает дух. Впрочем, и на средних глаз радуется. Потрясающую работу проделали как художники, так и аниматоры, сделавшие каждый из сотен диалогов по-настоящему живым. |
Звук | Электронный саундтрек на стыке с индастриалом отлично вписывается в атмосферу «олдового» киберпанка. Оригинальные актеры озвучения проделали отменную работу, а русский дубляж в целом вышел на приемлемом уровне. |
Одиночная игра | Если попробовать кратко описать игру, то получилась «Deus Ex в масштабах Grand Theft Auto». |
Коллективная игра | Не предусмотрена. Пока что. |
Общее впечатление | Выдающаяся RPG, задающая новые стандарты режиссуры в жанре. Проблем у нее, к сожалению, тоже хватает. |
Подробнее о системе оценок
Оценка: 9,0/10
Ссылки по теме:
- Cyberpunk 2077 — город больших надежд. Первые впечатления.
- Вышел патч 1.04 для Cyberpunk 2077: улучшение графики на базовых консолях, исправления ошибок и повышение производительности.
- Руководство CD Projekt взяло на себя вину за проблемный запуск Cyberpunk 2077 — сотрудники получат свои премии.
- Доходы с продаж Cyberpunk 2077 уже окупили разработку и маркетинг.