Игровой графический процессор NVIDIA GA102 будет почти на четверть компактнее A100
Размеры кристалла графического процессора непосредственно влияют как на уровень брака при серийном производстве, так и на себестоимость изделия. У представленного NVIDIA в мае A100 нет функциональных блоков для ускорения трассировки лучей, поэтому игровые представители архитектуры Ampere будут использовать другие графические процессоры. GA102 станет одним из них.
Один из ведущих специалистов NVIDIA по разработке A100 Джона Албен (Jonah Alben) в недавнем подкасте на страницах корпоративного блога компании признался, что флагманский A100 получил площадь (826 мм2), близкую к пределам технологических возможностей TSMC в рамках существующего 7-нм техпроцесса. Если бы разработчики поняли, что не укладываются в эти пределы, то им пришлось бы заново разрабатывать A100.
С комментариями по поводу площади игрового графического процессора GA102 выступил немецкий ресурс Igor’s LAB. По данным источника, площадь этого кристалла слегка превысит 627 мм2. Получается, что по сравнению с A100 будет достигнуто уменьшение площади кристалла на 24 %. Скорее всего, в семействе NVIDIA Ampere будут и более компактные графические процессоры потребительского класса. В противном случае их не получилось бы положить в основу игровых видеокарт массового ценового сегмента.
На страницах Igor’s LAB возникла иллюстрация, поясняющая компоновочные особенности игровых видеокарт на базе GA102, использующих печатную плату серии PG132. В отличие от PG133, которая будет применяться для эталонных видеокарт серии Founders Edition, такая печатная плата имеет строго прямоугольную форму и длину не более 213 мм. Места хватит и для графического процессора GA102, и для микросхем памяти типа GDDR6X, расположившихся вокруг по формуле «4 + 3 + 4 + 1», и для силовых элементов, а также пары разъёмов дополнительного питания.
Наконец, источник призывает правильно толковать характеристики старших игровых видеокарт семейства Ampere, имеющие отношение к энергопотреблению. Так, значение TGP (350 Вт) определяет общий уровень энергопотребления графической платы, а на долю непосредственно графического процессора приходится не более 230 Вт. Разница между этими величинами распределяется между прочими компонентами: основная часть приходится на память типа GDDR6X и силовые элементы, отвечающие за питание графического процессора.