Конфликт в Тиграе
Устоит ли режим Абия Ахмеда Али?
Год назад, в ночь с 3 на 4 ноября 2020-го, в Эфиопии начался один из самых сложных вооруженных конфликтов между федеральной властью и штатом Тиграй. Дело к развязыванию военных действий шло постепенно, примерно с 2018 года, когда одна из крупнейших политических организаций страны — Народный фронт освобождения Тиграй (НФОТ) была выведена за пределы общегосударственных структур управления.
Инициатором данной меры стал премьер-министр правительства Эфиопии Абий Ахмед Али, представитель народности оромо, лауреат Нобелевской премии мира.
Это уже является какой-то традицией, что тот, кто удостаивается данной премии, вдруг переходит в разряд поджигателей войн и распадов государств, достаточно вспомнить Барака Х. Обаму и Михаила Горбачева.
Абий Ахмед Али выступил против лидеров НФОТ и, прежде всего, Дебрециона Гебремикаэля, у которого он сам некогда был в подчинении. Эксперты сразу же решились утверждать, что в многоконфессиональной и полиэтнической Федеративной Демократической Республике Эфиопии разверзлась гражданская война.
Впрочем, затем сообщество экспертов обратилось к термину «межэтническая вражда».
В реальности, как теперь уже кажется очевидным, ни религиозной, ни этнической, ни чисто гражданской войной здесь и не пахнет. Пожалуй, перед нами конфликт смешанного типа, завязанный на личностном противостоянии.
Абий Ахмед Али, по сути, пошел по пути бывшего коммунистического лидера Эфиопии Менгисту Хайле Мариам, утвердившего свою диктатуру в стране.
Между прочим, Абий Ахмед Али сам принимал активное участие в свержении диктатора, хотя и не на первых ролях.
Народ тиграй при всех режимах, правивших Эфиопией, находился у власти в качестве основы вооруженных сил государства, уступая политическую пальму первенства амхара.
С 1991 гола тиграи выдвинулись на первые места и в политике. Их лидер Мелес Зенауи Асрес на долгие годы возглавил Эфиопию. Отметим, что разделение страны на штаты по этническому признаку произошло при нем. Оно стало платой национальным военным структурам, объединившимся для отстранения от власти Менгисту Хайле Мариама. Грубо говоря, провинции захватили центр. Предоставление независимости Эритрее так же явилось итогом этого события.
Заняв кресло премьера (ФДРЭ — парламентская республика, пост президента — чисто декоративный!) Абий Ахмед ради укрепления личной власти и подчинения вооруженных сил активно «наехал» на тиграи. И ему многое удалось при помощи амхара и оромо. Но дальше ему потребовалось подчинить штат Тиграй, создав там подконтрольную администрацию.
Однако НФОТ сумел опередить премьер-министра. Тиграй фактически обособился от остальной Эфиопии. За что и поплатился. Федеральная власть перерезала подачу электроэнергии, а в некоторых районах и воды в мятежный штат. Но экономические санкции не смогли сломить сопротивление. Тогда армия Эфиопии, обладавшая полным преимуществом в авиации и наземных силах, отправилась покорять Тиграй, пользуясь тем, что НФОТ не поддержала часть партий народа тиграи. На помощь федералам Эфиопии пришла армия Эритреи, оккупировав часть Тиграя.
Ноябрь 2020 года оказался катастрофическим для НФОТ. Федеральные силы заняли практически весь штат и столицу Тиграя город Мэкэле. Казалось, Абий Ахмед Али победил. Но репрессии против сторонников НФОТ в Тиграе, с расправами военных над мирным населением, всколыхнули штат. Причем быстро выяснилось, что спецподразделения эфиопской армии и служб безопасности нацелены на ликвидацию авторитетных политиков Тиграя, в том числе и тех, кто некогда входил в общефедеральное правительство, и сочтенных Абием Ахмедом конкурентами в любом случае.
Так в январе 2021 года были убиты: бывший директор Эфиопского вещательного агентства Зерай Асгедом, экс-министр иностранных дел Эфиопии (1991-2010) Сейюм Месфин, бывший министр федеральных дел Эфиопии Абай Цехайе и др.
Все это привело к разворачиванию партизанской войны и сплочению всех военно-политических сил Тиграя вокруг Сил обороны Тиграя (СОТ), фактического боевого крыла НФОТ, пополнившегося еще и офицерами-тиграи, скрывшимися от преследований режима Абия Ахмеда.
Огромной ошибкой премьер-министра Эфиопии явилось пренебрежительное отношение к пограничным столкновениям с Суданом из-за спорной области Аль-Фашака. Новые территориальные потери привели к падению популярности Абия Ахмеда Али.
СОТ перешли в наступление по всему Тиграю в конце февраля 2021 года. Над федеральной армией сгустились тучи. Ее боеспособность оказалась эфемерной. Попутно выяснилось, что Абия Ахмеда даже в Оромии поддерживают отнюдь не все.
К июню 2021 года, несмотря на доминировании своей авиации, федералы вынужденно отступали по всем фронтам, а 28 июня и оставили столицу Тиграя.
В августе уже НФОТ двинулся в широкомасштабное наступление за границами штата. Но договориться было еще можно, чтобы остановить кровопролитие. Абий Ахмед не согласился, хотя до этого настаивал на переговорах.
К октябрю положение федералов еще более осложнилось: потеря четырех дивизий, массовое дезертирство, а также переходы солдат и офицеров эфиопской армии добровольно на сторону Тиграя в штатах Амхара и Афар, свидетельствуют о разложении режима Абия Ахмеда Али.
Кстати, и в столице Эфиопии Аддис-Абебе спокойствие нынешней власти не гарантировано. Красноречиво говорят об этом действия самой власти, пытающейся в начале ноября сформировать гражданские отряды самообороны по округам столицы и изымающей оружие у тех, кто не хочет ее защищать.
С севера на Аддис-Абебу наступают СОТ, но там расстояние покуда не стало критичным (около 350 км), но рядом с городом ведут бои отряды Освободительной Армии Оромо, которым не удается развить успех только из-за отсутствия тяжелых вооружений.
Соединенные Штаты потребовали от НФОТ прекратить наступление на Аддис-Абебу, но похоже, что тиграи и их союзники от этого отказываться не собираются.
Источник: www.segodnia.ru