СМИ: Четыре дня во имя Баха  | Новости Московская область за 08.09.2019 (Сентябрь 2019 года)

Новости Московская область: Фото: xn--h1aafjecekgm2au.xn--80adxhks С 20 по 23 марта в Троицке впервые прошёл фестиваль музыки Баха. Его организатор — пианистка Елена Юдина, уже не раз

Четыре дня во имя Баха 

Четыре дня во имя Баха 

Фото: xn--h1aafjecekgm2au.xn--80adxhks

С 20 по 23 марта в Троицке впервые прошёл фестиваль музыки Баха. Его организатор — пианистка Елена Юдина, уже не раз выступавшая с концертами классической музыки в нашем городе. Теперь по её инициативе прошёл четырёхдневный марафон искусств.

«Жизнь, в которой есть Бах, благословенна», — гласит девиз фестиваля. Эти слова принадлежат пианистке Вере Лотар-Шевченко, которая родилась в Италии, переехала в Советский Союз, попала в лагеря, но смогла выжить и вернуться к музыке. Истории её жизни посвящён музыкальный спектакль, который подготовили Елена Юдина и Дина Бикматова, режиссёр студии «Подмостки». Но это было в завершающий день, а открылся фестиваль в среду в ДШИ им. Глинки. Выступали пианисты, ученики двух троицких музыкальных школ, и их педагоги. Баха учат все — от маленьких, выбирающих произведения из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», до старших, которые замахиваются даже на «Хорошо темперированный клавир». Среди таких смельчаков — Мария Бережная и Никита Рукавичкин, а обладатель бронзового Щелкунчика Николай Бирюков выбрал виртуозную Партиту до минор (1 часть). Во взрослом отделении выступали дуэты — Елена Степанова и Галина Смирнова, Елена Юдина и Наталья Артёменкова, Елена Юдина и Елена Степанова.

Голос, клавиши и струны

На следующие два дня концерты переместились в Дом учёных. На это время его стены украсили рисунки учеников художественных школ на тему классической музыки. 21 марта звучали вокальные произведения. Этот день — кульминация фестиваля хотя бы потому, что это день рождения композитора. Баху — 334 года! Открыл программу четверга хор Троицкой ДШИ, исполнивший «Аве Марию» Баха-Гуно и хорал «О, будь со мной». «Имя Баха — как звезда в небе, как совершенство, к которому мы всегда стремимся и не можем его постичь, — говорит руководитель хора Ольга Сопкина. — Я поняла, что Баха надо петь всем, и младшим, и старшим. Мы взяли хорал, посвящённый отношению Баха к Христу. Я рассказывала детям, что Бах всегда жил в ожидании той минуты, когда он встретится с Богом. А это произойдёт, как только он умрёт. Бах знал, что будет счастлив в эту минуту. И дети понимали эти тексты».

Выступали Катерина Симонова, Лариса Коневских, Игорь Гельман… Хоралы Баха спели даже фольклористы — ансамбль «Гуси-лебеди». «Русские народные песни — тоже полифония», — объяснила его руководитель Вера Смирнова. А финальную кантату «Jesus Bleibet Meine Freude» («Иисус остаётся моей радостью») исполнили все собравшиеся.

В пятницу была инструментальная музыка — дуэт учеников ДШИ им. Глинки Никиты Рукавичкина (фортепиано) и Александры Амосовой (скрипка), выступали гитарист Павел Красностанов, баянист Александр Шепилов, флейтистка Вероника Виноградова, а в завершение был дуэт фортепиано и флейты — Елена Юдина и Павел Анциферов. Интересно, что Павел — непрофессиональный музыкант, он физик, сотрудник ИСАНа, но так любит музыку, что занимается каждый день. Приходит домой в обеденный перерыв, берёт флейту и играет Баха…

Звук прежде слова

Это стремление к музыке вопреки всему объединяет и участников фестиваля, и его героев. Просто барьер, который нужно перепрыгнуть, разный. У пианистки Веры Лотар-Шевченко, о которой была музыкально-текстовая постановка в КТЦ ТРИНИТИ, — просто непредставимый. В сталинских лагерях она жила искусством. Там она вырезала себе из дерева клавиатуру рояля и играла на ней. После тяжёлой работы артрит изуродовал ей пальцы, но она продолжала играть виртуозные произведения. «Сама Вера Августовна говорила: «Музыка не в пальцах, а в голове», — цитирует Дина Бикматова.

То, что играла Юдина, не связано с судьбой Лотар-Шевченко напрямую. «Это редкие произведения Баха из цикла «16 концертов на тему Вивальди», — рассказывает Елена. — Их трудно играть, но это музыка невероятной красоты, насквозь солнечная. Громко — тихо, свет — тень, день — ночь… И на этих контрастах душа радуется».

Такие постановки на стыке музыки и слова Юдина и Бикматова создавали и раньше. «Полгода — год я делаю программу, Дина её слушает и пишет литературную часть, — рассказывает Елена. — Звук первичнее слова. Музыку сложнее учить. И она передаёт более тонкие движения души, чем поэзия. Слово, оно фиксирует, а есть вещи, которые нельзя передать словами, и музыка их как раз раскрывает».

Судьба пианистки

Готовясь к выступлению, Дина Бикматова искала записи игры Лотар-Шевченко и сведения о ней. «Записей мало, я слышала две. Потрясающие! Уже в последние годы жизни — как удивительно она играла…» — говорит Бикматова. Вокруг персоны пианистки стал возникать сетевой миф, и многие истории пришлось отмести как недостоверные. Основным источником стала газетная статья Симона Соловейчика, та, что открыла людям пианистку в годы оттепели. «Соловейчик хорошо сказал: это была очень большая любовь, и не только к музыке — к жизни во всех её проявлениях. То, что в таких диких условиях она помнила о музыке, у неё был азарт выжить чтобы играть! И к жизни она относилась как к благословению».

А у Елены Юдиной был свой азарт. В прежние годы она много выступала в Троицке, в том же Выставочном зале, а потом оказалась на чужбине, в Китае, преподавала там музыку и лелеяла мысль о том, что вернётся и устроит здесь с понимающими душами фестиваль музыки Баха.

«…Я очень рада, что фестиваль прошёл, что продержалась все четыре дня. Я так волновалась… И мне так много людей помогали! — говорит Юдина. — А последние строчки напишите вот такие: «Люди, любите Баха, играйте Баха, пойте Баха, помните о Бахе. Потому что он — единственный».

Владимир Миловидов фото автора

Источник: Городской ритм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector